Опираясь на сведения из курса обществознания, попробуйте дать социальную стратификацию советского общества. 2 страница
В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», ставший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошлого большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как «тюрьма народов», то теперь, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народностей.
Свободнее развивались естественные и технические науки. В те годы заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики и электроники (Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, П. JI. Капица, А. Ф. Иоффе и др.), математики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев, С. JI. Соболев), физиологии (школа академика И. П. Павлова), биологии (Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандер). В 1933—1936 гг. в небо стартовали первые советские ракеты. Мировую известность получили исследования дрейфующей станции «Северный по- люс-1», возглавляемой И. Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой.
Впрочем, приоритетным для советского руководства было не столько накопление фундаментальных знаний или организация рассчитанных на внешний эффект исследовательских предприятий, сколько прогресс в прикладных науках, способных обеспечить техническое перевооружение промышленности.
Бесспорным достижением отечественных ученых стало проектирование мощных гидротурбин и угольных комбайнов, открытие промышленных методов получения синтетического каучука, высокооктанового топлива, искусственных удобрений.
Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Я. Котин, М. И. Кошкин, А. А. Морозов), самолетов (А. И. Туполев, С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров), автоматического оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев).
Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая школа. Государство, испытывая острую нужду в квалифицированных кадрах, открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В составе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян — почти 17%. Специалисты советской поры, на ускоренную подготовку которых расходовалось в три раза меньше средств по сравнению с дореволюционным временем (за счет снижения срока обучения, преобладания вечерних и заочных форм), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. новые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.
Серьезные изменения происходили и в средней школе. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное образование, а в городах — обязательное семилетнее. В мае 1934 г. была изменена структура единой общеобразовательной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа — с I по IV класс, неполная средняя — с I по VII класс и средняя — с I по X класс. Было восстановлено преподавание всемирной и отечественной истории, введены учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий.
Наконец, в 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность, оставшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом «Грамотный, обучи неграмотного!». В нем участвовали сотни тысяч врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%.
Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20—30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.
Объясните значение понятий и выражений: «вредительство», репрессии, «большой террор», социалистический реализм.
□ 1. Объясните, каков политический смысл судебных процессов над «буржуазными спецами». 2. С какой целью И. В. Сталин настойчиво внедрял в советское общество убеждение в том, что по мере продвижения СССР к социализму «классовая борьба будет обостряться»? На какие социально-экономические, политические, психологические последствия этой идеи он рассчитывал? 3. Выскажите свое мнение: каково значение антисталинских выступлений в начале 30-х гг.? Сравните их с внутрипартийной оппозицией в 20-е гг. Что в них общего и особенного? В чем причины новой победы Сталина над своими политическими противниками? 4. Какие цели ставили перед собой вдохновители «большого террора»? Определите его последствия для общества. 5. Соотнесите цели и задачи «культурной революции» (см. § 13) со способами их достижения и результатами (см. § 17, 21).
«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система
Проблема. Какой общественно-политический строй сложился в СССР в конце 30-х гг.?
Ответьте на вопросы. 1. Что представляла собой государственная символика (герб, флаг, гимн СССР) в 30-е гг.? 2. Что нового внесла в политическую жизнь Конституция 1936 г.?
Новая Конституция СССР. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР, тут же объявленная официальной пропагандой Конституцией победившего социализма.
Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической — социалистическая собственность на средства производства. Как и в прежних советских конституциях, декларировалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, объединения в союзы. Добавились и новые права граждан: на труд, отдых, «всеобщеобязательное» неполное среднее образование. Некоторые изменения были внесены в систему государственной власти. Ее высшим органом объявлялся Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями — Президиум Верховного Совета. Изменения коснулись избирательной системы: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. Красной нитью через весь текст Конституции проходил тезис: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян».
Что же на деле представляла собой «страна победившего социализма»?
Экономика. Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная. Она характеризовалась:
Государственный герб (изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и флаг (золотые серп и молот, над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой на красном прямоугольном полотнище) Советского Союза
— фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности: государственной и групповой (кооперативно-колхозной);
— свернутостью товарно-денежных отношений (но не их полным отсутствием в соответствии с социалистическим идеалом), деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись в кабинетах чиновников, а не на основе рыночного спроса и предложения);
— предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах (в республиках и областях); административно-командным распределением ресурсов и готовой продукции из централизованных фондов.
Для советской модели директивной экономики было характерно существование так называемой «подсистемы страха» — мощных рычагов внеэкономического принуждения. В августе 1932 г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении социалистической собственности». Согласно ему, граждане, начиная с 12-летнего возраста, например, подбирающие колоски на колхозном поле, объявлялись «врагами народа» и могли получить срок не менее 10 лет. На рубеже 1932—1933 гг. вводится паспортный
режим, отделявший административной стеной деревню от города, ибо паспорта выдавались лишь горожанам. Крестьяне, таким образом, были лишены права свободного перемещения по стране и фактически прикреплялись к земле, к своим колхозам.
К концу 30-х гг. директивная экономика в результате массовых репрессий все отчетливее приобретает «лагерный» облик. В 1940 г. централизованная картотека ГУЛАГа включала данные почти на 8 млн лиц трех категорий: находившихся в то время в заключении; отбывших срок и вышедших на свободу; умерших в лагерях и тюрьмах. Иначе говоря, за 10 лет существования ГУЛАГа за колючей проволокой перебывало более 5% всего населения страны. Лагеря и колонии давали около половины добываемого в СССР золота и хромоникелевой руды, не менее трети платины и древесины. Заключенные производили примерно пятую часть общего объема капитальных работ. Их усилиями строились целые города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва—Волга), железные дороги (Тайшет—Лена, БАМ—Тында).
Социальная структура. Социально-классовую структуру общества, насчитывавшего к 1939 г. около 170 млн человек, составляли три основных элемента: рабочий класс — его численность увеличилась за 1929—1937 гг. почти втрое, главным образом за счет выходцев из деревни, и вместе с членами семей составляла 33,7% всего населения (в национальных районах рост его рядов был еще более значителен: в Казахстане — в 18 раз, в Киргизии — в 27 раз), класс колхозного крестьянства и кооперированных кустарей (47,2%), социальная группа служащих и интеллигенции (16,5%). Сохранялся также и небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей (2,6%).
Современные обществоведы в группе служащих и интеллигенции выделяют еще один социальный слой — номенклатуру. В нее входили ответственные работники партийно-государственного аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вершившие все дела в СССР от имени народа, отчужденного на практике от власти и собственности.
Е |
Уровень жизни населения. С конца 20-х гг. вся социальная политика сталинского руководства была подчинена одной цели — извлечению из общества дополнительных средств для форсированной индустриализации.
Увеличивается подоходный налог на население. Вводится принудительная подписка на облигации «займов индустриализации», отбиравшие немалую долю зарплаты. А с конца 1928 г. жители городов были переведены на карточную систему распределения товаров. По твердым ценам они могли покупать, в зависимости от установленных категорий, ограниченное количество продовольственных и промышленных товаров.
В 1929—1930 гг. московские рабочие, например, в месяц в среднем получали по карточкам: хлеба — 24 кг, мяса — 6 кг, крупы — 2,5 кг, сливочного масла — 550 г, растительного масла — 600 г, сахара— 1,5 кг. Карточные нормы служащих были существенно ниже. Сравнительно хорошо снабжали лишь ученых. В дальнейшем отоваривание по карточкам неоднократно снижалось. Несколько улучшали положение сохранявшаяся сеть коммерческой торговли (по свободным ценам), открытые по стране в 1933 г. городские колхозные рынки, а также неистребимая спекуляция — нелегальная частная торговля.
Особенно тяжелым было положение в деревне. Крестьяне почти ничего не получали из колхозных касс и амбаров по трудодням и жили за счет своих подсобных хозяйств. Голод, обрушившийся в 1932—1933 гг. на ослабленную коллективизацией деревню, по разным данным, унес жизни до 5 млн человек. От голода, холода и непосильного труда погибли в дальних поселениях и сотни тысяч раскулаченных.
В 1935 г. карточная система была отменена. Вскоре И. В. Сталин заявил, что в Советской стране «жить стало лучше, жить стало веселее». Действительно, материальное положение городских и сельских жителей медленно улучшалось. В деревне, например, потребление важнейших продуктов питания (мяса, рыбы, масла, сахара) увеличилось к концу 30-х гг. по сравнению с голодным 1933 г. вдвое. И все же радужные слова Сталина далеко расходились с суровой реальностью — если не считать жизненный уровень избранных, номенклатуры, который был неизмеримо выше среднего по стране.
Зарплата рабочих и служащих в середине 30-х гг. составляла около 85% от уровня 1928 г. За это же время госцены выросли: на сахар — в 6 раз, хлеб — в 10, яйца — в 11, мясо — в 13, сельдь — в 15, растительное масло — в 28.
Политическая система. Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И. В. Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большевистской гвардии ленинского периода.
За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней — от Верховного Совета до районного и сельского) скрывалась истинная несущая конструкция режима личной диктатуры. Ее образовывали две пронизывающие страну системы: партийных органов и органов госбезопасности. Первые подбирали кадры для различных управленческих структур государства и контролировали их работу. Еще более широкие контрольные функции, включавшие надзор за самой партией, осуществляли органы госбезопасности, которые действовали под прямым руководством И. В. Сталина.
Вся номенклатура, в том числе ее ядро — партократия, жила в страхе, опасаясь репрессий, ее ряды периодически «перетряхивались», что исключало саму возможность консолидации нового привилегированного слоя управленцев на антисталинской основе и превращало их в простых проводников воли партийно-государственной верхушки во главе с И. В. Сталиным.
Каждый член советского общества был вовлечен в иерархическую систему организаций: избранные, самые надежные, с точки зрения властей, — в партию (свыше 2 млн человек) и Советы (3,6 млн депутатов и активистов), молодежь — в комсомол (9 млн человек), дети — в пионерские дружины, рабочие и служащие — в профсоюзы (27 млн человек), литературная и художественная интеллигенция — в творческие союзы. Все они служили как бы «приводными ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, конденсировали социально-политическую энергию народа, не находившую при отсутствии гражданских свобод какого-либо иного легального выхода, и направляли ее на решение «очередных задач Советской власти».
Общество государственного социализма. Сейчас многие задаются вопросом: какая социальная система в конечном счете образовалась в СССР к исходу 30-х гг.? Думается, правы те историки и социологи, кто определяет ее как государственный социализм. Социализм — так как произошли обобществление производства, ликвидация частной собственности и базировавшихся на ней общественных классов. Государственный — так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись партийно-государственным аппаратом, номенклатурой и в определяющей степени ее вождем.
При этом государственный социализм в СССР приобрел отчетливо выраженный тоталитарный характер. Помимо отмеченного выше полного (тотального) контроля государства над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организации, всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии властей на средства массовой информации, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще.
Объясните значение понятий и выражений: директивная экономика, карточная система, «займы индустриализации», номенклатура, режим личной власти, государственный социализм.
^^ «и имi лашуи1»■ лыимтп«ииимь:
□ 1. Заполните таблицу «Страна победившего социализма: Конституция и реальность». Линии сравнения: 1) политическая основа СССР, сущность политической власти, 2) экономическая основа, 3) социально-классо- вая структура, 4) участие граждан в политической жизни, права и свободы. 2. Сравните социальную политику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения? 3. Поработайте в группах. Подсчитайте ежедневный рацион московского рабочего по карточным нормам. Используя источники, расскажите о жизни крестьян — раскулаченных, единоличников, колхозников. Охарактеризуйте положение узников ГУЛАГа. Обсудите коллективно: почему в СССР не было массовых выступлений против власти? 4. Привлекая сведения из курса обществознания, дайте характеристику режима личной власти Сталина. Сопоставьте его с политическим режимом ленинского периода. 5. Используя сведения из курса обществознания, обоснуйте или опровергните тезис, что государственный социализм в СССР был разновидностью тоталитарного государства. 6. Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?
На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг.
Проблема. Как и почему меняется роль СССР на международной арене в 30-е гг.?
Вспомните значение понятий: фашизм, сфера влияния. Ответьте на вопросы. 1. Где в начале 30-х гг. возникли очаги международной напряженности? 2. Какие группы государств можно выделить на международной арене в 30-е гг. (до начала Второй мировой войны)? 3. Какое участие принимал СССР в войне в Испании?
На рубеже 20—30-х гг. для советской внешней политики по-прежнему была характерна двойственность. По линии официальной дипломатии достигаются новые успехи. Так, удалось восстановить дипломатические отношения с Англией (1929) и Китаем (1932), демонстративно разорванные ранее по инициативе руководства этих стран. В 1932 г. СССР заключил новую серию договоров о ненападении с Францией, Польшей, Финляндией и Эстонией.
Что касается действий по коминтерновской линии, то провалы здесь не помешали И. В. Сталину сделать в 1928 г. вывод, что «Европа явным образом вступает в полосу нового революционного подъема». И хотя это заключение противоречило реальности, Коминтерн потребовал от компартии при подготовке к «решающим боям пролетариата» главный удар наносить по обвиняемым в «пособничестве фашистам» социал-демократическим партиям, с тем чтобы изолировать их от рабочих масс и утвердить там безраздельное влияние коммунистов.
За всем этим явственно просматривалась трагическая недооценка угрозы со стороны быстро растущих ударных сил мировой реакции — фашизма.
Обострение международной ситуации. Германские фашисты, используя глубокий раскол рабочего класса, недовольство народных масс в условиях мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., помощь влиятельных антикоммунистических сил внутри страны и за ее пределами, уверенно продвигались к власти.
На выборах в рейхстаг (парламент) в ноябре 1932 г. за нацистскую партию проголосовало 11,7 млн избирателей (социал-демократы получили 7,2 млн голосов, коммунисты — 5,9 млн). Спустя два месяца, в январе 1933 г., президент Германии П. Гинденбург назначил главой правительства (рейхсканцлером) нацистского фюрера А. Гитлера.
Фашисты тотчас приступили к реализации своих программ вооружения страны и ликвидации буржуазно-демократических свобод. Внешняя политика гитлеровского правительства подчинялась одной цели — подготовке к развязыванию агрессивных войн для завоевания господства над всем миром.
В сердце Европы возник очаг военной напряженности. Другой очаг к тому времени уже тлел на Дальнем Востоке: с 1931 г. Япония вела захватническую войну против Китая.
К середине 30-х гг. во внешней политике СССР основное место занимает проблема отношений с агрессивными фашистскими государствами (Германией и Италией) и милитаристской Японией.
Двойная дипломатия Сталина. Советское правительство в декабре 1933 г. предложило создать систему коллективной безопасности через заключение серии специальных межгосударственных договоров. Они должны были гарантировать нерушимость границ и содержать обязательства по совместному отпору агрессору.
Для пропаганды идеи коллективной безопасности активно использовалась трибуна авторитетной международной организации — Лиги Наций, куда СССР вступил в 1934 г. В следующем году Советский Союз подписал договоры с Францией и Чехословакией, предусматривавшие помощь, в том числе и ограниченную военную, в случае нападения агрессора. Москва осудила фашистскую Италию, начавшую в 1935 г. захватническую войну в Абиссинии (современная Эфиопия), оказала массированную поддержку — кредитами, боевой техникой, военными советниками и добровольцами — Китаю и антифашистским силам Испании, боровшимся в 1936— 1939 гг. с армией мятежного генерала Ф. Франко.
Эти факты хорошо известны. Но вплоть до последнего времени мы практически ничего не знали о второй, закулисной стороне внешней политики Москвы. В отличие от 20-х — начала 30-х гг. эта линия проводилась не через Коминтерн (он, провозгласив себя с 1935 г. сторонником широких антифашистских фронтов с участием социал-демократии, заметно ослабил революционно-подрывную деятельность в европейских странах), а через доверенных лиц И. В. Сталина — сотрудников советских учреждений за рубежом. Она преследовала цель добиться — на случай непреодолимых трудностей по формированию коллективной безопасности — определенных политических соглашений с нацистской Германией, с тем чтобы локализовать ее агрессивные устремления в рамках капиталистической системы, отвести огонь разгоравшейся войны от границ СССР.
Еще более энергично использовали средства тайной дипломатии в отношениях с Германией западные демократии, прежде всего Англия. Цель у них была прямо противоположной — направить гитлеровскую военную машину на Восток. Вскоре этой задаче подчиняется и официальная дипломатия Англии и Франции. «Нам всем известно желание Германии двинуться на Восток, — заявил в 1936 г. английский премьер-министр С. Болдуин. — Если бы в Европе дошло до драки, то я хотел бы, чтобы это была драка между большевиками и нацистами».
Западные демократии откровенно вступили на путь умиротворения фашистской Германии, ограничиваясь лишь формальными протестами всякий раз, когда Третий рейх делал новый шаг по наращиванию военной мощи и своих агрессивных устремлений (отказ от уплаты репараций по условиям Версальского договора, запрещенное им же производство самолетов, танков и другой боевой техники, аннексия в марте 1938 г. Австрии).
Венцом гибельной политики умиротворения стал мюнхенский сговор Англии, Франции, Германии и Италии, направленный на расчленение Чехословакии. В сентябре 1938 г. Германия получила Судетскую область, где располагалась половина тяжелой промышленности Чехословакии. В марте 1939 г. это государство вообще перестало существовать. Чехия целиком отошла Германии, а Словакия, сохранившая внешние атрибуты суверенности, была превращена в бесправную марионетку Берлина.
Пакт о ненападении 1939 г. На рубеже 1938—1939 гг. Берлин определил направление дальнейшей экспансии. Планировалось захватить Польшу, а затем, накопив необходимые силы и укрепив тылы, выступить против Франции и Англии. В отношении же СССР нацисты взяли курс на «инсценировку нового рапалльского этапа». Такими словами охарактеризовал этот курс сам Гитлер, имея в виду свое намерение превратить СССР во временного «союзника» стремящейся к мировому господству Германии и тем самым до поры до времени нейтрализовать его, не допустить вмешательства Москвы в боевые действия на англо-французской стороне.
Семена «нового Рапалло» упали на подготовленную почву. Несмотря на неудачу первой попытки «навести мосты» между Москвой и Берлином (конфиденциальные разговоры на эту тему были прерваны в середине 1937 г. по инициативе германского руководства), И. В. Сталин и его окружение по-прежнему не исключали возможности сближения с Германией как альтернативы другого сближения — с западными демократиями. Между тем последнее становилось все более проблематичным.
Проходившие в Москве в июле—августе 1939 г. анг- ло-франко-советские переговоры (сначала общеполитические, затем военных миссий) выявили жесткие, бескомпромиссные позиции сторон, почти не скрывавших острого недоверия друг к другу. И это не было случайным. И. В. Сталин располагал сведениями об одновременных тайных переговорах Лондона и Парижа с Берлином, в том числе о намерении Англии сделать очередной шаг по умиротворению Германии: отказаться от обязательств по защите Польши и провести за ее счет новый вариант «Мюнхена» уже непосредственно у границ СССР. В свою очередь, в западноевропейских столицах знали о негласных контактах германских и советских дипломатов самого высокого ранга (включая В. М. Мо- лотова, возглавившего в мае 1939 г. Наркомат иностранных дел). В ходе этих контактов, особенно интенсивных с июля 1939 г., представители двух стран довольно быстро нашли общий язык.
В середине августа 1939 г. И. В. Сталин сделал свой выбор. 23 августа, когда еще вяло тянулись военные переговоры с Англией и Францией, В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп подписали в Москве пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол к нему о разделе «сфер влияния» в Восточной Европе. Согласно последнему, Берлин признавал «сферой влияния» Советского Союза Латвию, Эстонию, Финляндию, восточную часть Польши и Бессарабию. В сентябре 1939 г. этот перечень был дополнен Литвой.
Объясните значение понятий и выражений: система коллективной безопасности, тайная дипломатия, «двойная дипломатия», политика умиротворения, мюнхенский сговор.
□ 1. Дайте оценку обострению международной обстановки в 30-е гг. с позиции официальной дипломатии или с позиции Коминтерна. 2. Почему в 30-е гг. основным направлением дипломатических усилий СССР становится борьба за создание системы коллективной безопасности? Каких успехов удалось достичь на этом пути? 3. Охарактеризуйте политику СССР и западных демократий по отношению к фашистской Германии. Каковы были причины тайной дипломатии в отношениях с этой страной? 4. Объясните, почему завершились неудачей англо-франко-советские переговоры (июль—август 1939 г.). 5. Поработайте в парах. От лица современников событий выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе? 6. Каковы причины и последствия подписания пакта о ненападении 23 августа 1939 г. для СССР? для Германии? для других стран? При ответе используйте факты из курса всеобщей истории.
Накануне грозных испытаний
Проблема. Как СССР подготовился к войне? Ответьте на вопросы. 1. Какие государства и территории вошли в состав СССР в 1940 г.? 2. Когда в гитлеровской Германии было принято решение о войне против СССР? 3. Какие события происходили в Красной армии в конце 30-х гг.?
Начало Второй мировой войны и советская внешняя политика. Через неделю после подписания пакта Германия напала на Польшу. Англия и Франция, потерпев поражение в тайных и явных попытках сговориться с Гитлером за счет СССР, объявили о военной поддержке Варшавы. Началась Вторая мировая война. СССР официально определил свое отношение к воюющим государствам как нейтральное.
Главным выигрышем от пакта о ненападении И. В. Сталин считал стратегическую паузу, полученную СССР. С его точки зрения, отход Москвы от активной европейской политики придавал мировой войне чисто империалистический характер. Классовые противники Советского государства взаимно истощали свои силы, а само оно получило возможность передвинуть на Запад собственные границы (в соответствии с секретным соглашением с Германией о сферах влияния) и выигрывало время для укрепления военно-экономического потенциала.
Карта раздела Польши с подписями И. В. Сталина и И. Риббентропа. 28 сентября 1939 г |
Кроме того, с заключением пакта появлялась возможность воздействовать через Берлин на беспокойного восточного соседа. За последние годы агрессивная политика Японии уже привела к двум крупным военным конфликтам с СССР (на озере Хасан в 1938 г. и на реке Халхин-Гол в 1939 г.) и грозила новыми, еще более масштабными столкновениями.
Япония откликнулась на событие в Москве еще быстрее и резче, чем ожидало советское руководство. Пакт Мо- лотова—Риббентропа явно застал Токио врасплох и серьезно подорвал его надежды на помощь своего стратегического союзника во враждебных действиях против СССР, тем более что последние не приносили успеха. В японском генштабе начался пересмотр планов пред-
i |
стоящих военных операций. Центральное место в них теперь занимало южное направление — наступление на колониальные владения Англии и США (Малайя, Бирма, Филиппины и др.). Развивая успех, СССР в апреле 1941 г. подписал с Японией пакт о нейтралитете.
Под прямым воздействием советско-германских соглашений стремительно менялась политическая география Восточной Европы. 17 сентября 1939 г. советские войска вошли на восточные земли Польши, потерпевшей полное поражение от Германии. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия — территории, ранее входившие в состав Российской империи, но утерянные в результате советско-польской войны 1920 г.