История — одна из форм проявления жизни

В контексте истории категория «жизнь» позволяет характеризовать человечество как единый организм. «История есть развитие духа в недрах человечества», — утверждает П. Рикер (Рикер П. Память, история, забвения. М., 2004. С. 423). Дильтей определяет историю как объективацию жизни во времени, как организацию жизни в соответствии отношениями времени и действия. Жизнь по своему материалу состовляет одно с историей. История никогда не завершается, она есть » целое, в котором жизнь индивидов получает продолжение. Только истории человек обретает свое бессмертие, поскольку именно историясоздает механизмы, сохраняющие целостность сообщества людей возможность продолжения и актуализации опыта предшествующих поколений. В качестве механизмов, сохраняющих целостность исторического опыта, являются, в частности, социальная память и забвение, память объединяет поколения. Как личная, так и социальная память обогащается историческим прошлым, ставит нас в коммуникацию «предельным референтом исторической репрезентации, т. е. с че­шском, бывшим когда-то живым и стоящим за тем, кто отсутствует то дня» (Там же. С. 536). История — всего лишь жизнь, рассматривает с точки зрения целостного человечества. На основе того, что содержится в источниках, историк выявляет взаимосвязь действий, ход событий. Он призван к тому, чтобы привести к осознанию реальный ходд событий

Зиммель Георг (1858—1918) полагал, что предметом философии является мир в его целостности. Целостность мира проявляется в каждой конкретной вещи, что объясняет различие дистанций познавания, различие дистанций определяет различие образов мира. Поэтому индивид живет в нескольких мирах, и в этом Зиммель видит источник его утренних конфликтов, имеющих внутреннее основание в жизни. Обращаясь к исследованию социологии культуры, Зиммель объсняет различие ее форм в различии форм обобществления. По содержанию культурные формы различаются в зависимости от степени отдаленности от непосредственного переживания «потока жизни», особенно критически Зиммель относится к современному культурно- развитию Запада. В постоянном усилении разрыва между формами Содержанием потока жизни Зиммель видит источник опустошения культурных форм, сопровождающегося индивидуализацией человека величием человеческой свободы. Зиммель рассматривает жизнь к порыв, как чистую бесформенную витальность, она реализуется в самоограничении посредством ею же создаваемых форм. На витальном уровне эта форма и граница - смерть, которую несет сама жизнь. На трансвитальном уровне жизнь преодолевает собственную ограни-

 

ченность, «порождая жизнь» и «более-чем-жизнь», т. е. такие формы культуры, которые противостоят текучести и изменчивости жизни, ограничивают необузданные проявления бесформенности жизненно!! витальности. Однако культура противостоит не только витальности, голой жизненной силе, воплощенной в творчестве и эмоциональны)! движениях. Факты жизни, такие, как творчество, труд, становятся ценностями культуры лишь тогда, когда превосходят рамки своего природного существования. Возвысившись над жизнью, культура об ретает собственную динамику и логику развития, а будучи оторванной от жизненной стихии, культура лишается жизненного содержания, превращаясь в пустую форму. Противоречие культуры и жизни иг может быть примирено, так как жизнь не способна выразить себя вне культуры, а культура не в силах дать жизни адекватное ей выражение В осознании неизбывности этого противоречия и состоит трагедии культуры жизни.

Освальд Шпенглер (1880-1936) подчеркивал, что основными сред ствами познания живых явлений и в особенности истории человече ства являются вживание, созерцание, сравнение, непосредственна»! внутренняя уверенность, точная чувственная фантазия. История чело вечества не может исследоваться теми же методами, которые исполь зует естествознание. В качестве ключевого понятия в историческом исследовании Шпенглер считает прафеномены истории, т. е. чистое созерцание идеи, выражающей сущность вида. Это идеальный экзем пляр, в котором можно созерцать высшее воплощение сущности тот или иного вида организма. Шпенглер полагал, что таким прафеномс ном прошедшей и будущей мировой истории является культура. Он выделил восемь таких культур, существовавших в истории человече ства: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римскня (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевро пейская (фаустовская) и культура майя. Русско-сибирская культур», полагал Шпенглер, находится в стадии зарождения. Каждая культурн представляет собой живой организм, имеющий свой срок жизни (ты сяча лет) и свою душу, определяющую отношение к миру, прошло му, смерти, месту человека в мире и т. д. Описывая многообразные культуры, имевшиеся в истории человечества, Шпенглер приходи i к выводу, что каждая культура проходит стадии зарождения, расцвети и упадка. Она возникает на определенной почве, в строго ограничен ной местности, и подобно человеку, рождается и проходит этапы дет ства, юности, возмужалости и старости. Завершается жизнь культуры ее вырождением в цивилизацию. Если культура — живой организм, m цивилизация - мертвый механизм. Основные признаки цивилизации появление мировых городов, появление городской массы (народом считается городское население), денег, дух которых проникает во псе сферы существования людей, мировые войны за передел мира.