Человек как объект социально-гуманитарного познания
Несмотря на значимость перечисленных элементов, составляющих структуру социального бытия, построить социальную онтологию, отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса, невозможно. В таком случае социальные системы приобретают статус квази-природных сил, стоящих над человеком и управляющих им. Подобная идеология питает тоталитарные режимы, имевшие место в недавней истории человечества. «Но люди взаимодействуют вполне сознательно и в достаточной мере свободно, люди — создатели системы общественных отношений, а общество — продукт сознательной деятельности людей. История есть развитие духа в недрах человечества», -
утверждает Поль Рикёр (История, память, забвение. М., 2004. С. 422). Поэтому главное внимание социальная философия уделяет доследованию человека как предпосылки и субъекта социально-исторического процесса. Что такое человек? Каковы его природа и сущность? Каковы механизмы и закономерности формирования данных ему от природы и обретенных в культурной истории относительно постоянных структур и качеств? Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека? Все это суть проблемы философской антропологии — учения о человеке, исследующего своеобразие человеческого бытия: чем он является сегодня и каким он может стать в будущем, каковы исторические судьбы человечества. Человек - это сложнейший мир, объединяющий природные и духовные качества. Этот мир настолько обширен и глубок, что охватить его мысленным взором, проникнуть в тайну человека практически невозможно* Потому-то проблема человека — это прежде всего философская проблема, хотя, конечно, человек постигается религией и искусством, тайну человека пытается разгадать целый ряд гуманитарных наук, таких, как физиология, генетика, психология, медицина, педагогика, история и т. д.
Проблема человека охватывает ряд таких вопросов, как характеристика человека как биологического вида и как исторического человека, как индивида и как личность, как субъекта и объекта социальных отношений, труда, познания и общения. При обилии подходов к пониманию природы и сущности человека возникают некоторые крайние позиции, абсолютизирующие либо биологическую, либо социальную сущность человека. Биологизаторский подход обнаруживает свою несостоятельность и тогда, когда мы пытаемся определить отличие людей от высокоорганизованных животных. Известно, например, что видовое поведение животных детерминировано структурой их организма, потребностями и генетически унаследованными программами его поведения. В отличие от животных все люди, живущие на земле последние 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же виду, но их поведение индивидуально вариативно. Передача программы поведения у животных осуществляется через ДНК, главное же средство программы поведения людей - язык, членораздельная речь, показ и пример. Место генетического кода у человека занимают нормы, место наследственности — преемственность и традиция. Это нормативно-преемственное программирование поведения человека называется культурой. Именно культура, осваиваемая с детства, оказывает решающую роль в определении человеческих поступков. Культура является отличительным признаком характерного для человека сообщества. А человечество в целом представляет собой надбиологическую общность, отличающуюся наличием культуры.
Гипертрофирование социальной стороны дуализма человеческой природы порождает ряд педагогических, медицинских и социальных проблем. В частности, недооценка генетического фактора в педагогике проявляется в том, что игнорируются природные особенности ребенка, которому предписывается заниматься дисциплинами, ему трудно до-
ступными и не могущими сколько-нибудь значительно повлиять на его работу в будущей профессии. В социальной политике недооценка биологической природы человека проявляется, в частности, в определении размера прожиточного минимума и минимальной величины оплаты труда. Безусловно, главное, что определяет природу человека, — единство биологического и социального: человек — существо биосоциальное. Материальное и социальное есть объективные предпосылки или элементы структуры человека, их можно наблюдать извне, они могут бьггь описаны и анализированы. Духовное «я» — чисто субъективное, это «я сам», которому все объекты противопоставлены. Влиянию окружающих условий подвержены только внешние слои нашего «я», а такие проявления нашего сознания, как рождение мысли, создание шедеврон искусства, логических и философских абстракций, научных гипотез или моральных идей, - всегда носят спонтанный и неожиданный характер. Укажем на ряд особенностей человеческой природы, отмечаемых в науке.
Человек обладает способностью создания символов. Известно, что человек связан с природой генетически, а его органы чувств способны давать ему необходимую информацию о внешнем мире. В отличие от животных непосредственная связь органов чувств человека с воздействиями внешней среды и ответная реакция на эти воздействия усложняются наличием символической системы, т. е. языка, который преломляет значения мира вещей. И чем богаче язык (а их множество — это не только язык межличностного общения, но и символические системы культуры — религии, искусства, этикета и т. д.), тем сложнее внутренний мир человека и тем отдаленнее от нас мир природы. Ведь прежде чем обращаться к вещам, человек обращаемся к самому себе, к собственному внутреннему миру. Кассирер цитирует Эпиктета: «То, что мешает человеку и тревожит его, это не вещи, а его мнения и фантазии о вещах». В связи с этим Кассирер подчеркивает: вместо того, чтобы определять человека как существо разумное, его следует определить как существо символическое. Язык — специфическое отличие человека от животных. Поэтому, чтобы познать природу человека, надо использовать знание его языка.
Основная функция языка — социотворческая. Вся система культуры является носителем информации благодаря языку. Как мы уже подчеркивали, культура является средством формирования человека как особого существа. Язык — это также специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. С помощью языка конструируется социальность, поскольку все проявления социальных отношений возможны лишь в понятийно-знаковой форме (язык политики, пропаганды, межличностного взаимодействия и т. д.). Социальные отношения и общение неразрывно связаны и взаимообусловлены. Есть общение — есть социальные отношения, есть социальные отношения — есть общение. Благодаря языку реальность расчленяется
на роды практически значимых предметов, а не предстает в нерасчле- ненном синкретическом виде.
Человек — существо деятельное. Освоение человеком мира носит универсальный характер. Виды человеческой деятельности формируют и его способности к ним. Все люди умеют изготовлять орудия, использовать их универсально, в различных ситуациях для производства необходимых средств к жизни, сохранять их впрок и тем самым передавать свой опыт последующим поколениям. Их деятельность сознательноволевая, а не природно запрограммированная. Трудовая деятельность, являясь источником общественного богатства, порождает особый тип общественных отношений — отношения собственности, и особое социальное свойство человека — обладание собственностью.
Человек — существо общественное. Все достоинства и роли каждого человека являются общественными отношениями. Ум, богатство, привлекательность, щедрость, талант — реализуются лишь в отношении одного человека к другому. Но социальность (соборность, коллективность) не исключает индивидуализации человеческого существования.
Человек — существо, созидающее самого себя. Он ставит перед собой цели, связанные не только с потребностью освоения внешнего мира, но и созидания своего собственного внутреннего мира. По этой же причине человек может и разрушать самого себя. Оба эти процесса связаны и могут быть содержательно оценены лишь в контексте общественной жизни и личной жизни каждого человека. То, что является для одного разрушением самого себя, для другого и в другой социальной ситуации может оказаться созиданием себя как личности.
Человек — существо аксиологическое. Он оценивает природные и социальные явления, руководствуется системой ценностей во всех областях своей деятельности и поведения. Все люди знают простейшие нравственные запреты. Этика имеет эволюционное происхождение, сформировавшись в процессе отбора и социального наследования генетически запрограммированных, но социально полезных форм поведения. В то же время человек способен свободно выбирать тот или иной путь достижения цели, самоопределяться. Поэтому он является также субъектом моральной ответственности перед самим собой. Будучи членом коллектива, человек выполняет определенные обязанности, обладает некоторыми правами и несет ответственность перед ним и самим собой.
Все люди обладают исторически сформировавшимися и развившимися потребностями, обладают социально обусловленными способностями чувственного восприятия и мышления. Природа человека проявляется и в особенностях его психической жизни. Основные проявления психической деятельности человека - эмоции, мышление, воля, их верховные регуляторы — потребности.
Человек — уникальное существо, ибо он создает себе среду обитания и живет в ней. Отсюда проистекает снижение влияния естественного отбора как фактора эволюции. Человек — существо историческое: он
сам сознательно творит свою историю, предвидит будущее, а не является подобно животному только объектом истории. Человек — философствующее существо, так как он не удовлетворен своим существованием, сиюминутными интересами и стремится к выяснению цели и смысла своего существования.
Таковы основные особенности, дающие представление о сущности и природе человека. Разумеется, трансформация этих качеств под влиянием конкретных ситуаций возможна, но существует некая фундаментальная человеческая ситуация, которая не зависит ни от истории, ни от природной среды. Человек — существо, осознающее свое бытие в мире, размножающееся, действующее, любящее и ненавидящее, страдающее и пытающееся избегать страданий, знающее о своей смертности, боящееся смерти и, наконец, умирающее.
Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества
Человек — живое существо, и потому смертен. Биологический предел жизни человека - 90-150 лет. Однако продолжительность жизни в различные периоды истории человечества была различной. Так, в древности она составляла 20—22 года, в XVIII веке - до 30 лет, к началу XX века в Европе — 56 лет, к концу XX века в развитых странах — 75- 77 лет, в слаборазвитых странах — 35 лет. Человек — единственное существо, признающее свою смертность и делающее ее предметом своих размышлений. Как вести себя перед лицом смерти? Каждый выбирает свою линию поведения: один испытывает непреодолимый страх, другой до последнего дыхания надеется на выздоровление, третий противопоставляет угрозе смерти личное мужество и стоицизм, четвертый отказывается от иллюзорного утешения... Однако какую бы линию поведения ни избрал человек перед лицом смерти, она является для него непреодолимым итогом жизни. Острое ощущение хрупкости и незащищенности своей жизни и жизни своих близких постоянно сопутствует жизни человека, делает его ответственным за принимаемые решения. Что я должен успеть сделать в своей жизни? Что главное и что второстепенное в ней? Каков смысл моей жизни? И каков смысл бытия человека вообще?
Для всего человечества и для каждого индивида остается нерешенным следующее противоречие: на протяжении всей своей индивидуальной жизни человек не может достичь целей человеческого рода, поэтому он всегда обречен на невозможность полной и адекватной реализации. Как же разрешается это противоречие в жизни и смерти каждого из нас? Человек всегда оставляет в истории тот или иной след: он может внести в нее свои достижения и свои заблуждения или ошибки, или даже преступления. Сталин, Иван Грозный, Петр Великий — исторические деятели, которые вошли в народную и историческую память тем главным, что сказалось на жизни последующих поколений. В этом и проявляется органическая связь личности с другими людьми. Оставляя после своей жизни добрые дела, человек обеспечивает нравственное, духовное бессмертие.
Для чего люди рождаются, живут, а затем умирают? Каков смысл человеческого существования? Каково его предназначение в мире? Эти
вопросы возникают перед любым человеком, открывающим для себя неизбежность смерти, когда конечность его существования жестко напоминает ему о себе. Реакцией на это открытие могут быть чувства растерянности и пессимизма. Древнегреческие киники и римские стоики утверждали, что судьба каждого конкретного человека предопределена неумолимым роком. Поэтому единственное, что ему остается, — подчиниться судьбе. Пройдет более двух тысяч лет, и в XX веке экзистенциалисты вновь повторят этот трагический вывод: человек одинок в огромном мире, бессилен перед чуждыми ему враждебными силами природы и общества. Где же искать смысл человеческой жизни? Его следует искать внутри человеческой жизни, а не вне ее. Смысл жизни человека - в осознании его причастности к человечеству в целом. Известный русский философ B.C. Соловьев представлял человечество как единую семью. Человечество в понимании Соловьева рсть единое целое, имеющее самостоятельный (наряду с отдельным человеком) онтологический статус. Он писал: «...мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет определенное участие в общей жизни человечества» (Соловьев В. С. Русская идея. М., 1911. С. 4). Саморазвитие, совершенствование природных задатков и способностей, самореализация — вот ценности человеческой жизни. Но человек обретает смысл жизни, лишь осознав свою общечеловеческую сущность, связь и тождество с другими. Быть самим собой — значит, прежде всего быть человеком. Универсальность смысла жизни состоит в воплощении человечности своего бытия: любви, красоты, сострадания, добра, мудрости. Поэтому только в сообществе с другими людьми человек обретает смысл своего существования. Когда человек думает не о себе, заботится не о своих интересах, а находит корни своего существования в другом, в том, кому он нужен, его жизнь получает смысл и оправдание. Никому не нужный человек несчастен. Тот, кто ограничивается кругом эгоистических устремлений, замкнут на собственных интересах, как правило, терпит крушение.
Как ориентироваться в том микрокосме, который есть человек, какова методология его познания, что такое человек? Модель исследования человека задается не только обществом, ибо человек не есть только «ансамбль общественных отношений», как говорил Маркс. Парадокс состоит в том, что человек не только продукт обстоятельств, он конструирует, создает социальные связи и отношения, поскольку каждый из людей планирует и производит свою жизнь. Понятие «кармы», т. е. судьбы в индуизме, означает, что не человек — жертва обстоятельств, «заброшенная» в данную историческую ситуацию, но создатель собственной судьбы, поскольку каждое его действие, каждый его выбор являются началом длинной цепи последствий, вытекающих из его дей
ствия как первопричины, поступка, который он совершил. По выражению Мамардашвили, высшие ценности утверждаются через усилие человека; если повседневность неуничтожима, то в мире в чистом виде нет ни совести, ни добра, ни красоты, все это предполагает постоянное воссоздание, это — бесконечная задача человека.