Научная рациональность в контексте научных революций
Рациональность происходит от понятия разума (лат. ratio, т. е. разум), который является привилегией человека как живого существа и рассматривается как одна из высших ценностей. Понятие рациональности возникает в определенный момент и в определенной культуре. Его содержание исторически меняется. В силу неопределенности термина возможны различные определения рациональности. Но, несмотря на многообразие определений, в них есть нечто общее. В част-
мости, большинство определений говорит о рациональности какмтри- буте деятельности. Во-вторых, рациональность расценивается как такая деятельность, которая приводит к успешному результату. Что же делает деятельность успешной? Точный расчет адекватных средств для данной цели (Вебер); соответствие принципов деятельности эмпирически контролируемым правилам (Вебер); конформизм, наилучшая вдаптированность к обстоятельствам, следование сложившимся пра- пилам деятельности (Витгенштейн); разумное ограничение, достигаемое воспитанием; логическая обоснованность принципов деятельности (С. Тулмин) и т. п. Сходство определений состоит в том, что все они сводятся к характеристике средств, но не целей деятельности. Во всех определениях рациональности просматривается требование соблюдать традиции. Этим можно объяснить и историческую изменчивость понятия рациональности вообще, научной рациональности в особенности. Сменяются традиции — сменяется и тип рациональности. Изменение понятия научной рациональности соответствует перманентно обновляющемуся образу науки, формирующемуся в результате научных революций. Но содержание понятия научной рациональности определяется спецификой науки как особого типа рациональности. В. В. Ильин в качестве существенных признаков научной рациональности выделяет прогрессизм (нетривиальность); истинность как объективность, достоверность; критицизм; логическую организованность и опытную обоснованность. Четырем типам глобальных революций соответствуют четыре типа научной рациональности.
Классическая рациональность строится на стремлении получить максимально объективное, не зависящее от человека и человечества знание. Об этом свидетельствуют, в частности, размышления Ф. Бэкона об идолах познанйя, представление Декарта об абсолютной истине как предпосылке получения истинного знания и др. Идеальный познающий субъект — носитель «чистого разума», имеющего логикопонятийную структуру, свободную от ценностных ориентаций. Идеалом научного познания становятся вечные, неподвластные времени и не зависящие от познавательных процедур истины. Математизация естествознания базировалась на требовании экспериментальной воспроизводимости идеальных объектов, теоретических конструктов. Все, что отклоняется от механистической картины мира, полагается нерациональным, задача ученого — установить действующие механические причины.
Классическая рациональность в XVIII—XIX веках в целом сохраняет приверженность принципам классической рациональности XVII века. Рациональность становится синонимом научности, но претерпевает существенные изменения. Возникает дисциплинарно организованная наука. Крупнейшие открытия в естествознании разрушили представление о природе как стационарном мире, в котором происходят только циклически повторяющиеся процессы. Идея развития, принцип развития поколебали традиционные ориентиры классической рацио
нальности, так что в рамках классической рациональности возникают не свойственные ей элементы, например, признание возможности множества теоретических интерпретаций в физике. Введением термина «научная метафора» было поколеблено представление об однозначности слов, отражающих действительность, и понятий, выражающих мысль.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций научной деятельности. Факт науки должен включать описание техникометодической стороны его формирования. Доверие к факту, его надежность и объективность знания зависят от средств и операций познания, что неявно допускает влияние субъективного фактора и относительность факта, хотя идеалы научной рациональности неклассической науки по-прежнему строятся на внутринаучных ценностях объективного знания.
Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над научным познанием, констатируя его зависимость не только от средств и операций познания, но и от ценностно-целевых установок. Современная наука поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек. Возникновение синергетики позволило по-новому увидеть особенности сверхсложных диссипативных систем, их возникновения и гибели. Окончательно размывается принцип лапласовского детерминизма, сформированный классической наукой. Понятие случайности, фактор случайности становятся главным участником в процессах возникновения (самоорганизации) и гибели неравновесных систем. Оформление космологии как научной дисциплины, предметом которой является Вселенная в целом, позволило утвердиться принципу глобального эволюционизма. И в физике, и в космологии утверждается так называемый антропный принцип, согласно которому наша Галактика устроена таким образом, что в ней допускается появление человека. Н. Н. Моисеев, выдающийся русский ученый XX века, утверждал, что человек как никогда ныне ответственен за состояние нашей Вселенной: она является такой, как она есть, благодаря тому, что в ней есть человек. Поэтому гуманистические ориентиры должны стать исходными в определении стратегий научного поиска.