Научная рациональность в контексте научных революций

Рациональность происходит от понятия разума (лат. ratio, т. е. разум), который является привилегией человека как живого существа и рассматривается как одна из высших ценностей. Понятие рацио­нальности возникает в определенный момент и в определенной куль­туре. Его содержание исторически меняется. В силу неопределенности термина возможны различные определения рациональности. Но, не­смотря на многообразие определений, в них есть нечто общее. В част-

 

 

мости, большинство определений говорит о рациональности какмтри- буте деятельности. Во-вторых, рациональность расценивается как такая деятельность, которая приводит к успешному результату. Что же делает деятельность успешной? Точный расчет адекватных средств для данной цели (Вебер); соответствие принципов деятельности эмпири­чески контролируемым правилам (Вебер); конформизм, наилучшая вдаптированность к обстоятельствам, следование сложившимся пра- пилам деятельности (Витгенштейн); разумное ограничение, достигае­мое воспитанием; логическая обоснованность принципов деятельно­сти (С. Тулмин) и т. п. Сходство определений состоит в том, что все они сводятся к характеристике средств, но не целей деятельности. Во всех определениях рациональности просматривается требование соблю­дать традиции. Этим можно объяснить и историческую изменчивость понятия рациональности вообще, научной рациональности в особен­ности. Сменяются традиции — сменяется и тип рациональности. Из­менение понятия научной рациональности соответствует перманентно обновляющемуся образу науки, формирующемуся в результате на­учных революций. Но содержание понятия научной рациональности определяется спецификой науки как особого типа рациональности. В. В. Ильин в качестве существенных признаков научной рациональ­ности выделяет прогрессизм (нетривиальность); истинность как объ­ективность, достоверность; критицизм; логическую организованность и опытную обоснованность. Четырем типам глобальных революций соответствуют четыре типа научной рациональности.

Классическая рациональность строится на стремлении получить максимально объективное, не зависящее от человека и человечества знание. Об этом свидетельствуют, в частности, размышления Ф. Бэ­кона об идолах познанйя, представление Декарта об абсолютной ис­тине как предпосылке получения истинного знания и др. Идеальный познающий субъект — носитель «чистого разума», имеющего логико­понятийную структуру, свободную от ценностных ориентаций. Идеа­лом научного познания становятся вечные, неподвластные времени и не зависящие от познавательных процедур истины. Математизация естествознания базировалась на требовании экспериментальной вос­производимости идеальных объектов, теоретических конструктов. Все, что отклоняется от механистической картины мира, полагается нерациональным, задача ученого — установить действующие механи­ческие причины.

Классическая рациональность в XVIII—XIX веках в целом сохраняет приверженность принципам классической рациональности XVII века. Рациональность становится синонимом научности, но претерпевает существенные изменения. Возникает дисциплинарно организованная наука. Крупнейшие открытия в естествознании разрушили представ­ление о природе как стационарном мире, в котором происходят толь­ко циклически повторяющиеся процессы. Идея развития, принцип развития поколебали традиционные ориентиры классической рацио­

нальности, так что в рамках классической рациональности возника­ют не свойственные ей элементы, например, признание возможности множества теоретических интерпретаций в физике. Введением терми­на «научная метафора» было поколеблено представление об однознач­ности слов, отражающих действительность, и понятий, выражающих мысль.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций науч­ной деятельности. Факт науки должен включать описание технико­методической стороны его формирования. Доверие к факту, его на­дежность и объективность знания зависят от средств и операций познания, что неявно допускает влияние субъективного фактора и от­носительность факта, хотя идеалы научной рациональности неклас­сической науки по-прежнему строятся на внутринаучных ценностях объективного знания.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над научным познанием, констатируя его зависимость не только от средств и операций познания, но и от ценностно-целевых установок. Современная наука поставила в центр исследований уни­кальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек. Возникновение синерге­тики позволило по-новому увидеть особенности сверхсложных дис­сипативных систем, их возникновения и гибели. Окончательно раз­мывается принцип лапласовского детерминизма, сформированный классической наукой. Понятие случайности, фактор случайности становятся главным участником в процессах возникновения (само­организации) и гибели неравновесных систем. Оформление космоло­гии как научной дисциплины, предметом которой является Вселенная в целом, позволило утвердиться принципу глобального эволюцио­низма. И в физике, и в космологии утверждается так называемый ан­тропный принцип, согласно которому наша Галактика устроена таким образом, что в ней допускается появление человека. Н. Н. Моисеев, выдающийся русский ученый XX века, утверждал, что человек как ни­когда ныне ответственен за состояние нашей Вселенной: она является такой, как она есть, благодаря тому, что в ней есть человек. Поэтому гуманистические ориентиры должны стать исходными в определении стратегий научного поиска.