Динамика науки и универсальные познавательные процедуры
В предыдущей главе мы рассматривали структуру научного знания. Характеристика элементов научного знания, их функций в научном познании уже дает представление о внутренних источниках динамизма, развития науки. Каждый элемент научного знания в определенный момент становился целью исследования, а впоследствии выступал как средство дальнейшего развития науки. Поэтому сама структура научного знания содержит в себе потенцию целей и источников ее развития. Конечно, цели научного исследования различаются по степени сложности, масштабности решаемых задач, но без решения и простейших задач, и более сложных «головоломок» периода «нормальной науки» развитие науки невозможно. Традиционно в качестве источника развития науки рассматривается научная проблема. Ее возникновение провоцируется открытием новых фактов и идей, открывающих неизведанные пути осмысления эмпирического материала. Решение научной проблемы определяет стратегию и методологию исследования. Но в науке возникают ситуации, когда необходимо ввести в оборот новый термин, связанный с открытием ранее неизвестного науке свойства или явления; задача исследования может сопрягаться с поиском адекватных средств репрезентации знания, проблема согласования научного открытия с имеющейся системой знаний предполагает вести поиск в направлении понимания и интерпретации наличного знания; ученый может решать задачи, связанные с функцией объяснения фактов науки и т. д. При этом ученый руководствуется общей регулятивной идеей научного познания - поиском истины, и каждое открытие предполагает обоснование его истинности. Каждая из названных задач может квалифицироваться как специфическая научная проблема.
Динамика науки обеспечивается открытием, буквальное и переносное значения этого слова совпадают. Открыть — значит выявить, узнать, добавить нечто новое, ранее неизвестное. Познание — коллективный процесс, и его развитие сопровождается использованием универсальных познавательных процедур, создающих условия эффективной научной коммуникации. Но первоначально открытие принадлежит тому, кто это сделал, оно остается личным достоянием ученого,
и только по мере демонстрации, предъявления познанного и его обоснования оно становится достоянием науки в целом, в лучшем случае сохраняющим имя автора. В логике демонстрация означает установление логической связи между аргументами и доказываемым тезисом. В эпистемологии данная процедура (demonstratio - показывание) предполагает не только доказательство, но и показ, ознакомление, репрезентацию.
Репрезентация - способ представления знания. В эпистемологии репрезентация — это представление познаваемого с помощью посредников - моделей, знаков, символов, языковых, логических и математических систем. В качестве репрезентанта может выступить любой знак, символ, рисунок и т. п. Только сам субъект познания определяет, что будет в данной ситуации репрезентантом. Тем не менее, являясь необходимым условием научной коммуникации, репрезентация адресована другим. Поэтому выбор репрезентанта не является полностью произвольным, ограничен сложившимися, готовыми средствами репрезентации, в значительной мере конвенционально закрепленными и вошедшими в оборот научной мысли. Конечно, репрезентация выступает и как метод осмысления, представления предмета «в уме» ученого (Декарт), но в научный обиход эта внутренняя лаборатория мысли проникает лишь отчасти, с соответствующими пояснениями выбранных знаков и символов, пока еще незнакомых ученому сообществу.
Наше восприятие и познавательные отношения к миру в значительной степени формируются и изменяются под воздействием создаваемых или выбираемых нами самими репрезентаций. «Значения преломляют мир в сознании человека» — это вывод академика А. Н. Леонтьева из многолетних исследований формирования сознания человека. Средствами и материалом репрезентаций являются знаки, символы любой природы. Однако внутренняя лаборатория осмысления опирается на готовый набор общепринятых интерсубъективных значений как условия нормальной коммуникации. Репрезентант должен быть соответствующим образом интерпретирован и понят.
Формой существования репрезентации является текст как особая реальность, в которой аккумулируется опыт познавательной деятельности, обеспечивается возможность научной коммуникации и практического использования научных знаний. Научные тексты — это тот «мир знаний», о котором говорит К. Поппер. Однако этот мир без субъекта есть не что иное, как кладбище идей. Воскресить их из мертвых может только субъект в акте интерпретации и понимания.
Интерпретация — одна из фундаментальных операций познавательной деятельности, общенаучный метод с правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания. В гуманитарном знании — это процедура истолкования текстов. Но и в естественно-научном знании интерпретация необходима, поскольку любое научное открытие, любой учебник репрезентируют, представ
ляют объект изучения в символической знаковой форме. Понимание — процесс смыслового развертывания содержания, закодированного в знаковой оболочке культуры. Язык — инструмент мышления, посредник между предметом мысли и самой мыслью. Без языка мысль остается в глубинах бессознательного, без мысли язык теряет свое предметное значение и предстает как обычный материальный объект.
Понимание связано с актами смыслополагания, смыслопорождения либо придания человеком смысла предмету познания. Оно предполагает экспликацию, т. е. выявление смысла культурного феномена, идет ли речь об историческом познании, восприятии научного открытия или произведения искусства. Объекты природы сами по себе не обладают смыслом. Поэтому в научном познании преобладают такие формы представления знания, как объяснение и описание. Но для человека смыслом обладают не только языковые выражения, но и мир, в котором он живет, т. е. природа, общество, культура. Особенностью восприятия мира человеком является то, что он наделяет события природы некоторым смыслом, «видит» в них определенный смысл и подчиняет их законам этого смысла. Как отмечает современный французский философ М. Мерло-Понти (1908—1961), только благодаря нашему опыту мира, коммуникации и диалогу с ним мы воспринимаем, переживаем и постигаем вещи, природу и поведение другого как культурные объекты.
В научной коммуникации используется как естественный язык, так и искусственно созданные языки науки. Естественный язык как особая реальность, внутри которой человек рождается и живет, выступает в роли объединяющего начала, посредника между автором и интерпретатором текста. «Знак и значение комплементарны, так как нет смысла говорить о знаке, не имеющем значения, и не может быть никак не обозначенного значения. Значение как вещь — действительно, знак - конвенционален. Знак должен иметь одно значение в меру различия одной обозначаемой вещи от другой. Если этого нет, т. е. имеет место полисемия, то вступает в действие языковая операция, которая способна отменить применение всех значений, кроме одного. Такая операция осуществляется механизмом контекста при синтезе словесных значений в процессе выработки устного или письменного текста» (.Жинкин Н. И. Семиотические проблемы коммуникации животных и человека //Теоретические и экспериментальные исследования в области структурной и прикладной лингвистики. М., 1973. С. 61). Мысль интерпретатора в значительной мере определяется особенностями языка, в стихии которого осуществляется понимание человеком результатов познания мира в целом и самого себя. Чем радикальнее отличается язык интерпретатора от языка воспринимаемого текста, тем значительнее расхождения смыслового содержания исходного текста и его осмысления другими людьми. Однако многозначность выражений, нечеткая логическая структура предложений естественного языка, изменяемость значений знаков языка под влиянием контекста,
психологические ассоциации — все это препятствовало точности, прозрачности смысла, необходимого в научном познании. По мере развития научного знания все более очевидным становилась семантическая неадекватность естественного языка выражаемому им предметному содержанию. Возникло требование замены естественного языка искусственным формализованным языком. Его изобретение необычайно обогатило познавательные средства науки, позволило решать ранее недоступные для нее задачи. Кристаллизация, сокращение, прояснение логической структуры с помощью искусственной символики делают сложные познавательные системы легко обозримыми, способствуют логическому упорядочению теорий, достижению строгой согласованности их элементов. Следует подчеркнуть, что и факты науки, и гипотезы, теории, научные проблемы опираются на созданные в науке искусственные языки.
В структуре теоретического знания существенную роль играют идеальные объекты, которые описываются на искусственном языке науки или математики. Любой язык становится системой благодаря синтаксису, т. е. правилам оперирования знаками, независимо от смысла терминов языка. Но в идеальных моделях репрезентируются некоторые стороны внеязыковой реальности, являющейся объектом исследования, что составляет семантику языка науки. Прагматический аспект языка выражается в коммуникативной специфике научного познания, предполагающего обмен научной информацией, а также практической направленностью теоретического исследования.
Графики, схемы, научные обозначения и термины — необходимые атрибуты языка науки. Восприятие научного открытия иногда задерживается на долгие годы, если не представляется возможным описать его в традиционных терминах.
В. В. Ильин усматривает в языке науки возможности ее дальнейшего развития. В частности, рост знания обусловливается снятием формальных требований четкой фиксации понятийного аппарата с целью более эффективного использования семантического ресурса научных понятий (при строгом следовании правилам вывода). Существенное приращение научного знания обещает инверсность научных объектов и неполнота как отсутствие исчерпывающей информации об изучаемой действительности.
Объяснение — раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями внешнего мира, с одной стороны, и установленными в процессе познания закономерностями и фундаментальными свойствами уже исследованных явлений — с другой. И в науке, и в повседневной жизнедеятельности существует потребность в объяснении фактов жизни и фактов науки. Основное содержание объяснения — подведение особенного под всеобщее либо раскрытие, выявление всеобщего в особенном. В науке объяснение предстает как дедуктивное умозаключение об отношении между познаваемым объектом и уже известными науке законами, теориями. Причинное (каузальное) объ-
яснение предполагает раскрытие совокупности причинных процессов, следствием которых является объясняемый факт. Структурнофункциональное объяснение предполагает использование знания структурного строения явления, позволяющего находить существенные связи между элементами; функциональное объяснение заключается в раскрытии функций, обусловленных его включенностью в другую систему, элементом которой он является. Дедуктивно-помологическое объяснение имеет своим основанием законы науки (номос — закон).
Понятие закона науки формировалось в процессе выявления необходимых, общих, повторяющихся существенных и устойчивых связей между явлениями, а также внутренних состояний объектов, обусловливающих их устойчивость, выживание, развитие или разрушение. Как свойство природных процессов законы объективны, их действие не зависит от сознания и воли людей. Как вид знания законы представляют собой утверждения, выраженные в языке науки и входящие в состав теории. Особую группу составляют математические законы, которые представляют собой выводы дедуктивного характера, опирающиеся на систему конвенционально принятых аксиом и правил. Развитие науки в значительной степени определяется задачами открытия законов природы и общества. Однако в истории философии нет однозначного отношения к понятию закона. Так, Д. Юм полагает, что представление
о существовании законов природы — не более чем привычка считать повторяющиеся события закономерно обусловленными, хотя достаточных оснований считать такие событие законами нет. Аналогичную позицию, хотя и по разным основаниям, занимали И. Кант, Э. Мах и др. А. Пуанкаре характеризовал законы как результат обобщения, а любое обобщение есть гипотеза. К. Поппер трактовал законы как регулярности, характеризующие предрасположенности к тому или иному развитию. Поскольку в процессе развития науки законы постоянно подвергаются уточнению, коррекции, постольку под законом можно понимать хорошо подтвержденную гипотезу, которая позволяет объяснять обширный материал эмпирических фактов, выявляет всеобщие и существенные черты, присущие некоторому обширному классу единичных фактов. Неслучайно, несмотря на многообразие критических суждений относительно понятия «закон», большинство ученых явно или неявно признают существование законов и видят свою задачу в том, чтобы постичь их и использовать их объяснительный потенциал. Объяснение неразрывно связано с описанием. Под описанием понимается упорядоченное изложение процесса и результатов познания. Описание уточняет чувственный или мысленный образ познаваемого объекта, содержит характеристику средств, методов и процесса эмпирического познания. Необходимым условием описания является язык науки, терминология которой позволяет лаконично и точно представлять эмпирические данные. Многовековая история науки является не только историей открытий, но и историей развития ее языка, без которого невозможны теоретические абстракции, обобщение
или систематизация фактов. Поэтому всякий факт содержит^ себе знаково-коммуникативный аспект, т. е. язык науки, на котором он описывается. Описание содержит характеристику результатов сравнения, измерения, средств и методики наблюдения и эксперимента. В эпистемологии традиционно различались язык наблюдения и язык теории. Но усложнение и развитие экспериментальной базы науки приводят к сближению языка наблюдения и языка теории. По функциональному назначению описание как форма представления знания имеет черты сходства с репрезентацией.
Конвенции — прямое следствие диалогического коммуникативного характера процесса познания. Поппер считает конвенции необходимой и фундаментальной процедурой, обладающей своей спецификой и подлежащей критическому пересмотру. Искусственность конвенций состоит в том, что они сознательно конструируются, их можно оценивать и изменять, но, что самое главное, — нести за них моральную ответственность. Тем не менее конвенции не являются результатом произвольного выбора. Их можно сравнивать. И если человек несет моральную ответственность за выбор конвенции, это еще не значит, что моральные нормы и моральный выбор полностью произвольны.
Конвенции и концептуальные системы (системы понятий) ориентированы на принятые в обществе социальные, культурные, эстетические ценности, а также социально значимую конвенциональную картину мира, что и составляет необходимое условие социальной коммуникации носителей языка. Таким образом, конвенции незримо присутствуют в обыденном сознании человека, формируя некоторую картину мира.
В научно-познавательной деятельности имеют место следующие типы конвенционального общения, влияющие на ход и результат научно-познавательной деятельности: а) оформление знания в виде текстов (формальная коммуникация); б) применение принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций, формализаций для представления знания; в) передача системы предпосылочного знания (мировоззренческих, методологических и иных нормативов и принципов); г) конвенции, возникающие при передаче способов видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания, неэксплицированного в научных текстах и передаваемого только в ходе совместной научно-поисковой деятельности; д) очевидными конвенциями в научно-познавательной деятельности являются языки (естественные и искусственные), другие знаковые системы, логические правила, единицы и приемы измерения, когнитивные стандарты в целом. К. Поппер высказывал мысль
о том, что проблема конвенций реально образуется тогда, когда возникает вопрос о выборе теории. Ведь для одного и того же эмпирического базиса можно построить множество конкурирующих теорий. На основе чего осуществляется выбор? Вариантов выбора множество: критерий простоты, допущения ad hoc (конвенциональная уловка),
теория , выдержавшая наиболее жесткую экспериментальную проверку, критерий полезности (последний критерий Поппер распространяет только на сингулярные, т. е. единичные, базисные высказывания). Но главное - строгость проверок и надежность, демонстрируемая в результате проверок.