Наука как мировоззрение

Можно ли характеризовать науку как мировоззрение? Мировоз­зрение — система взглядов на мир и место человека в мире. Исторически формировались мифологическое, религиозное, философское миро­воззрение. Данная классификация основывается на признании веду­щей роли различных способов постижения реальности в формирова­нии мировоззренческих установок людей. Но в определенный период в центре духовной жизни оказывается наука. Закономерным следствием доминирования науки в культуре современной цивилизации является распространение научного мировоззрения. Традиционно научное ми­ровоззрение формировалось в русле натурфилософии, задачей которой было постижение целостности природы, рассмотрение природы как ис­точника понимания и объяснения отдельных вещей и явлений из них самих, из их собственной природы. Научное мировоззрение возникло вместе с философским и было связано с накоплением научных знаний.

Философия — специфическая область познания, ее методология — необходимое условие существования и развития науки: философия определяет основания науки, фундаментальные принципы познава­тельной деятельности вообще. В современных условиях, когда возника­ют такие научные дисциплины, как астрофизика, физика микромира, космология, имеющие дело с принципиально ненаблюдаемыми объек­тами, философия и наука обращаются к одному и тому же трансцен­дентному объекту. Правда, у философии и науки разные задачи: наука рассматривает Вселенную как внеположный объект, философия выра­жает самосознание человека, который находит в мироздании величе­ственное и прекрасное и ищет его в себе самом, пытается понять свое место и предназначение в этом мире.

В зависимости от того, какая форма общественного сознания до­минировала в обществе, мы можем говорить о преобладании соответ­ствующей формы мировоззрения. Так, для античности преобладающей формой мировоззрения являлось религиозно-мифологическое. Извест­но, что религиозное мировоззрение было доминирующим вплоть до се­редины XIX века. Однако это не означает полного отсутствия влияния науки на мировоззрение людей. Вообще тип мировоззрения определя­

ется доминантой, но реально религия не существовала как некая миро­воззренческая монополия. Она дополнялась магией, а магия проникала и в научные эксперименты, использовалась властными структурами, существенным образом влияла на обыденное сознание людей. Данная закономерность относится и к науке, которая по мере своего развития занимала все большее место в мировоззрении. В XVII веке, например, господствующим стало представление о том, что Бог, создав природу и человека, больше не вмешивается в дела людей и в сотворенный им мир, и природа развивается по собственным законам, без вмешатель­ства Бога. Данная мировоззренческая установка (в современной терми­нологии — деистический материализм) сохраняет свое влияние вплоть до настоящего времени. Даже в XX веке нередко крупные ученые, оста­вившие значительный вклад в науку, были религиозными людьми. На­пример, П. А. Флоренский, оставивший значительный след в истории отечественной и мировой науки, намного опередивший возникновение таких дисциплин, как семиотика, кибернетика, теория систем и т. д., был человеком глубоко верующим, и оставался верным своим убежде­ниям и священническому сану до последнего дня своей жизни (он был расстрелян в 1937 году).

Что же отличает науку как мировоззрение? Во-первых, наука ставит своей целью рациональное и аргументированное объяснение всего миро­здания как самостоятельного феномена, существующего на собствен­ной основе и в соответствии с присущими ему законами. Установка на объяснение природы из нее самой — важнейшая особенность науки как мировоззрения. Отсюда - претензия науки на господствующее положе­ние человека в мире, поскольку только человек способен открыть за­коны природы и использовать их в практической деятельности. Наука рассматривает человека как продукт эволюции природы и поэтому ру­ководствуется по отношению к человеку теми же принципами, что и по отношению к природе (характерный пример — попытки клонирования человека).

Статус науки как мировоззрения определяется также тем, что в про­цессе своего развития наука открывает свойства реальности, имеющие мировоззренческий смысл. Открываемые наукой свойства, описывае­мые в категориях и законах, приобретают универсальное применение для объяснения не только природных явлений. Таковы, например, тео­рия систем, процессы самоорганизации, закономерности протекания которых описывает синергетика. Особый мировоззренческий статус приобрело учение о виртуальных частицах (в Институте философии РФ имеется лаборатория виртуалистики). В XIV веке Дунс Скот ввел поня­тие виртуальной реальности, и спустя почти 600 лет оно стало практи­чески универсальным понятием для характеристики сюжетов фильмов, репортажей СМИ, сновидений, диалога и т. д.