Наука как мировоззрение
Можно ли характеризовать науку как мировоззрение? Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в мире. Исторически формировались мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Данная классификация основывается на признании ведущей роли различных способов постижения реальности в формировании мировоззренческих установок людей. Но в определенный период в центре духовной жизни оказывается наука. Закономерным следствием доминирования науки в культуре современной цивилизации является распространение научного мировоззрения. Традиционно научное мировоззрение формировалось в русле натурфилософии, задачей которой было постижение целостности природы, рассмотрение природы как источника понимания и объяснения отдельных вещей и явлений из них самих, из их собственной природы. Научное мировоззрение возникло вместе с философским и было связано с накоплением научных знаний.
Философия — специфическая область познания, ее методология — необходимое условие существования и развития науки: философия определяет основания науки, фундаментальные принципы познавательной деятельности вообще. В современных условиях, когда возникают такие научные дисциплины, как астрофизика, физика микромира, космология, имеющие дело с принципиально ненаблюдаемыми объектами, философия и наука обращаются к одному и тому же трансцендентному объекту. Правда, у философии и науки разные задачи: наука рассматривает Вселенную как внеположный объект, философия выражает самосознание человека, который находит в мироздании величественное и прекрасное и ищет его в себе самом, пытается понять свое место и предназначение в этом мире.
В зависимости от того, какая форма общественного сознания доминировала в обществе, мы можем говорить о преобладании соответствующей формы мировоззрения. Так, для античности преобладающей формой мировоззрения являлось религиозно-мифологическое. Известно, что религиозное мировоззрение было доминирующим вплоть до середины XIX века. Однако это не означает полного отсутствия влияния науки на мировоззрение людей. Вообще тип мировоззрения определя
ется доминантой, но реально религия не существовала как некая мировоззренческая монополия. Она дополнялась магией, а магия проникала и в научные эксперименты, использовалась властными структурами, существенным образом влияла на обыденное сознание людей. Данная закономерность относится и к науке, которая по мере своего развития занимала все большее место в мировоззрении. В XVII веке, например, господствующим стало представление о том, что Бог, создав природу и человека, больше не вмешивается в дела людей и в сотворенный им мир, и природа развивается по собственным законам, без вмешательства Бога. Данная мировоззренческая установка (в современной терминологии — деистический материализм) сохраняет свое влияние вплоть до настоящего времени. Даже в XX веке нередко крупные ученые, оставившие значительный вклад в науку, были религиозными людьми. Например, П. А. Флоренский, оставивший значительный след в истории отечественной и мировой науки, намного опередивший возникновение таких дисциплин, как семиотика, кибернетика, теория систем и т. д., был человеком глубоко верующим, и оставался верным своим убеждениям и священническому сану до последнего дня своей жизни (он был расстрелян в 1937 году).
Что же отличает науку как мировоззрение? Во-первых, наука ставит своей целью рациональное и аргументированное объяснение всего мироздания как самостоятельного феномена, существующего на собственной основе и в соответствии с присущими ему законами. Установка на объяснение природы из нее самой — важнейшая особенность науки как мировоззрения. Отсюда - претензия науки на господствующее положение человека в мире, поскольку только человек способен открыть законы природы и использовать их в практической деятельности. Наука рассматривает человека как продукт эволюции природы и поэтому руководствуется по отношению к человеку теми же принципами, что и по отношению к природе (характерный пример — попытки клонирования человека).
Статус науки как мировоззрения определяется также тем, что в процессе своего развития наука открывает свойства реальности, имеющие мировоззренческий смысл. Открываемые наукой свойства, описываемые в категориях и законах, приобретают универсальное применение для объяснения не только природных явлений. Таковы, например, теория систем, процессы самоорганизации, закономерности протекания которых описывает синергетика. Особый мировоззренческий статус приобрело учение о виртуальных частицах (в Институте философии РФ имеется лаборатория виртуалистики). В XIV веке Дунс Скот ввел понятие виртуальной реальности, и спустя почти 600 лет оно стало практически универсальным понятием для характеристики сюжетов фильмов, репортажей СМИ, сновидений, диалога и т. д.