М. Полани (1891-1976)
Майкл Полани известен своей концепцией личностного знания, базирующейся на утверждении, что все формы познания обладают общностью, состоящей в неустранимости субъекта из всех возможных процедур и результатов познавательных процессов. Таким образом, философские представления Полани противостоят как позитивизму, так и критическому рационализму. Критика Полани позитивизма обосновывалась на непризнании эмпирицизма, утверждающего необходимость элиминации теоретических терминов из структуры научных теорий, как не имеющих адекватного перевода в языке наблюдения. Свою критику индуктивизма и кумулятивизма Полани обосновывает тем, что последние основываются на логике и принципах научного познания и реконструкции истории науки без выявления личного участия ученого в этих процессах. На этом же основании Полани отвергает идею демаркации между философией и наукой. Как видим, позиции Полани с его концепцией личностного знания и Поппера с его эпистемологией без познающего субъекта диаметрально противоположны, что порождало взаимное неприятие разделяемых ими теоретических установок. Его труд «На пути к посткритической философии. Личностное знание» направлен на преодоление ошибочного представления о существовании так называемого третьего мира — мира «бессубъектного знания». Полани не согласен также и с представлением о возможности логикорациональной реконструкции познавательного процесса в отвлечении от культурно-исторического контекста, т. е. в отрицании социальной детерминации науки.
Позитивная программа Полани сформулирована в концепции «неявного знания». Такое знание приобретается в процессе непосредственного общения ученых, оно практически не выражается в явной форме (т. е. в языке науки), поскольку огромная масса знаний, которыми располагает человек, является «неявной» т. е. в значительной мере неосознаваемой, и подспудно влияет на содержание и характер научных установок ученого, а значит, и на результаты тех дискуссий, которые ведутся в науке. Концепция Полани получила название посткритического рационализма, противостоящего критическому рационализму Поппера.
Полани убежден, что обоснование личностного знания невозможно без выявления влияния социокультурного контекста на формирование личности ученого и, следовательно, на развитие науки. Полани раскрывает различие между логической структурой научного знания и его фактическим содержанием. Логическая структура научного знания определяется логикой самого мироздания, исследуемого ученым. «Такого рода знание на самом деле объективно, поскольку позволяет установить контакт со скрытой реальностью; контакт, определяемый как условие предвидения неопределенной области неизвестных (и, возможно, до сих пор непредставимых) подлинных сущностей. Мне думается, что термин «личностное знание» хорошо описывает этот своеобразный сплав личного и объективного» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985. С. 18). Что же касается фактического содержания научного знания, то в нем отражаются человеческий мир, духовное достояние ученого с пережитым им опытом чувственных впечатлений, эстетическими и моральными идеалами, а также со сформированными в определенной традиции познавательными установками. Полани подчеркивал, что «будучи человеческими существами, мы неизбежно вынуждены смотреть на Вселенную из того центра, что находится внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями человеческого общения. Всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице» (Там же. С. 299). Полани различает два вида знания: одно знание концентрируется на понимании предмета как некоторой целостности, которая не зависит от нас и наших потребностей; другое знание исходит из представления о том, какой цели служит исследуемый объект в составе той целостности, частью которой является сам познающий субъект. Второй вид и есть неявное знание. Но оба вида знания находятся в отношениях дополнительности. Благодаря тому, что информация, получаемая через органы чувств, значительно богаче той, что проходит через сознание, человек знает больше, чем он может сказать. Любое знание личностно, и любой термин науки нагружен неявным знанием, имеет не только объективное значение, но и личностный смысл. Поэтому познание включает в себя не только логические, но интуитивно-эмоциональные процессы. Полани подчеркивал: «Личностная причастность познающего субъекта тому процессу познания, которому он вверяет себя, осуществляется в порыве страсти» (Там же. С. 20). Он утверждает, что страстность в науке — не субъективно-психологический эффект, но логически неотъемлемый элемент науки. «Страстность ученого, делающего открытие, имеет интеллектуальный характер, который свидетельствует о наличии интеллектуальной, и в частности научной ценности. Утверждение этой ценности составляет неотъемлемую часть науки» (Там же. С. 196). Полани выражал идею доверия познающему субъекту, поскольку он располагает не только личным знанием, но и тем культурным досгоянием, которое сформировалось исторически. Приобщение к науке предполагает глубокую перестройку личности, готовность мыслить в соответствии с рекомендациями научной элиты. И тем не менее прогресс науки заключается не в движении к некоему универсальному «безличному» знанию, а в увеличении возможностей личного участия в познавательных процессах. Хотя нормальным условием научного роста являются конфликты концепций, мнений, установок, было бы глубоким заблуждением полагать, что эти дискуссии должны завершаться победой одного из противоположных мнений.