Мифология
Миф в греческом языке означает: слово, имя, наименование, в котором получают обозначение и осмысление явления природы и общества. Свойственная человеческому разуму потребность выхода за пределы опыта реализуется первоначально в форме мифа. Его цель — объяснение тех природных явлений и человеческого бытия, которые человек не может понять, опираясь только на обыденное познание. Миф повествует о событиях в высшей степени универсальных: о смерти и бессмертии человека, возникновении мира, о героических деяниях, достижениях культуры (например, миф о похищении огня) и т. п. Ведь человека издревле волновали такие явления, как рождение и смерть, происхождение мира, в котором он живет, что такое огонь и как человек им овладел, откуда появилось это озеро, что такое гроза и т. д. Миф представляет собой тот способ понимания и объяснения явлений природы и жизни человека, который обусловлен особенностями мышления первобытного человека. А это мышление антропоморфное, человек объясняет мир из самого себя, видит мир таким же одухотворенным и разумным, как и он сам. «Все сущее живет, — повторяет шаман в своих заклинаниях. — Лампа ходит, шкуры разговаривают в мешке, дерево дрожит и стонет под ударами топора». Миф — это древнейшая форма освоения мира, обобщающая в одном слове множественные конкретности жизни. Отождествляя свои человеческие
особенности с миром природы, человек создает метафоры, перенося характерные свойства, признаки одного предмета на другой. Мифологические образы приобретают значение символов, воплощающих некоторую идею, что делает мифологические обобщения широкими и многозначными. Сохраняясь в течение тысячелетий в культуре последующих поколений, миф обогащается новыми интерпретациями, его образы имеют практически бесконечную смысловую перспективу. Принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаимосвязи, многозначность, чувственная конкретность и антропоморфность (т. е. перенесение на объекты природы человеческих качеств), отождествление образа и объекта — таковы характерные черты мифологического сознания. Как способ постижения реальности миф моделирует, классифицирует и интерпретирует человека, общество, мир.
Специфика мифа — в неразличении вещи и образа, тела и свойства, «начала» и принципа. Сходство и последовательность событий миф интерпретирует как причинно-следственную связь. В мифах (античных, библейских) содержатся предания о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев,-имеющие мировоззренческий характер. Формы мифа — эпос, легенды, сказки, предания. Отметим одну из важных особенностей мифа, отличающих его от религии: миф, как и сказка, означает ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий. Миф опирается на историческое предание, описывает события как якобы имевшие место в далеком прошлом, это не просто предание, а образ чувств и мыслей, предполагающий сопереживание данного текста как некоей действительности, влияющей на ход событий, на человека и мир. Многие мифы повторяются в разных странах и даже континентах, что говорит о том, что миф есть форма миропонимания, мировосприятия и мироощущения, коренящаяся в общих особенностях мышления, присущего определенному культурно-историческому уровню народов.
Вся мифология делится на «первичную» (архаические мифы, возникшие в глубокой древности) и «вторичную» (мифы, возникшие в рамках развитых религий и тесно связанные с догматическими и доктринальными положениями). Сюда включаются также мифы, возникающие в других сферах человеческой жизнедеятельности. Вторичная мифология в своей религиозной части связана с богословием, в других частях - с иными формами духовной деятельности, но в любом случае она допускает широкое проникновение логико-дискурсивного мышления.
По содержанию миф охватывает самые разные аспекты существования человека. В мифах содержались и практические рекомендации, которым надлежало неукоснительно следовать. Хотя практические рекомендации мифологии и не доказывались, а просто постулировались, они являются результатом обобщения опыта многих поколений людей. Господствующая функция мифа состоит в том, чтобы представить модели для подражания во время совершения обрядов и других
значимых действий, это своеобразная парадигма человеческого поведения. Обрядность основана на традиции, и, поскольку миф фактически неотделим от обрядовой, ритуальной стороны жизни, он является одним из факторов поддержания и сохранения традиции.
Миф есть синтез знания и воображения, чувственно и пластически оформляющий ранее неоформленное. Такое «знание» тайно и передается в процессе инициации. Для человека, живущего в мифе, постижение эзотерического знания сопровождается использованием магических действий. Отсюда - двойственность мифа: а) он относится к реальному миру природы и культуры, объясняя происхождение его многообразия; б) он относится к сакральному, поскольку описывает творческую деятельность сверхъестественных существ. Весьма важную мировоззренческую роль играют космогонические мифы и мифы о происхождении всего сущего — животных, растений, правил поведения, религиозных установлений и т. д. В космогонических мифах формировалось представление о космосе как едином иерархически устроенном целом, движимом и управляемом Логосом или Разумом. В силу этого космос представлялся как нечто, обладающее высшим совершенством. Названные представления конкретизировались в характеристике космоса как царства стихий земли, воздуха и огня, в своих превращениях образующих вечный круговорот природы,,
В логике мифа, в мифологическом сознании существует система бинарных отношений, набор которых является универсальным средством описания модели мира. Эти наборы двоичных признаков являются основой для конструирования универсальных знаковых и символических комплексов, которые кодируют поведение людей, ритуалы, системы родства. А это означает, что мифологическое мышление вполне соответствует критериям понятийного аппарата мышления, рациональность которого, тем не менее, отлична от научной рациональности.
Язык мифа — это язык символов. А символ — это единство и нераздельность феномена (того, что воспринимается) и ноумена (мысли), явления и смысла. (П. А. Флоренский). Однако образ мифа обретает смысл для человека, если человек живет в мифе, в мифической реальности. В противном случае он воспринимается как сказочный. Позднейшие научные и философские представления о мифе как о «сказке», «вымысле», «фантазии» не соответствуют подлинной сущности и функции мифа в жизни первобытных народов, ибо первобытный человек воспринимал его как реальное событие. Но человек живет и в объективной реальности, определенным образом соотносясь с ней. Мифическое совмещается с объективно-реальным, замещает его. И благодаря этому человек воспринимает ту реальность, в которой живет, как подлинную и единственно возможную. Поэтому реальность мифа не менее реальна, чем реальность современного человека, которая основана на знаниях науки, философии или обыденного сознания.
Естественно поставить вопрос, является ли миф способом познания или же он представляет собой просто набор неизменных истин, содержит готовое знание? Ответ может быть такой: миф являет собой и собрание готовых знаний, представлений, верований, и способ постижения мира. Почему? Во-первых, потому, что он многозначен, легко вписывается в современную культуру, создавая возможность использовать его в целях ориентации в меняющемся мире. Во-вторых, миф — точка отсчета, задающая некоторые правила познавательных операций и, следовательно, дальнейшего мифотворчества. Миф — неустранимый элемент культуры.
А. Ф. Лосев определяет миф как «в словах данную личностную историю». Он есть чудо, но чудом и мифом является весь мир. Тем не менее миф, будучи вымыслом, поучает человека, так как он основан на «истине», воспринимаемой как непреложный закон и священное слово, неверие в которое было равно богохульству. Жесткий ценностнонормативный характер практических рекомендаций, содержащихся в мифе, служил формой оправдания действий людей и призывом к действию.
Если спроецировать представление А. Ф. Лосева о мифе как слове и жизненной реальности в современную действительность, где некоторая идея утверждается вопреки всем другим, естественно развивающимся, то мы увидим, как такая практика грозит догматизмом, отсутствием свободного, непредвзятого взгляда на мир. Происходит присущая мифологии фетишизация, обожествление одной идеи. Следствием такой практики является то, что целое общество принуждено жить по законам мифотворчества, и никакая наука не убедит, не разуверит человека в созданном им личностном и общественном мифе. Ведь в мифе всегда господствует единственно значимая идея, в нем бытие понимается догматически, что ведет к извращению нормального восприятия науки, искусства, мировоззренческих представлений, философии, экономики и политики. Сегодня миф — сознательный полуобман, используемый для манипулирования сознанием и поведением «человека массы». Наш современник погружен в царство мифов, весьма далеких от реальности. Не случайно миф сохраняется и в современном обществе, выполняя свойственные ему функции. Мифологическое начало — неустранимый элемент культуры и психической жизни современного человека, поэтому ориентация в обществе и в понимании мотивов поведения людей обусловлена необходимостью учитывать возможности и предпосылки влияния этого начала.
Рассматривая значение для науки мифологических и иных ненаучных представлений, К. Поппер, с одной стороны, предостерегает от некритического отношения к подобным знаниям, а с другой - утверждает, что «...мифы могут получить дальнейшее развитие и сделаться проверяемыми, что исторически все — или почти все — научные теории возникли из мифов и что миф может содержать важные предвосхищения научных теорий. В качестве примеров можно назвать теорию
эволюции путем проб и ошибок Эмпедокла или миф Парменида о неизменном, застывшем универсуме, в котором ничего не происходит и который, если добавить еще одно измерение, становится застывшим универсумом Эйнштейна» (Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004. С. 72).