Западноевропейская культура 17 века: механическая картина мира и самосознание эпохи

Первый этап развития культуры получил название барокко. Мироощущение 17 века- механическая картина мира. Западная культура нового времени охватывает 17-19 века. Заканчивается вместе с окончанием первой мировой войны. Она базируется на буржуазном способе производства. Системы ценностей опирающиеся на антропоцентризм, европоцентризм, рационализм, научность. Процесс переориентации воли человека на исполнение роли творца культуры шёл паралельно слому системно-иерархичной модели мира. Начиная с возрождения реформации. События рубежа 16-17 веков убеждали, что не в людях, не в природе нет внутрене присущей разумности. Мир холоден, мёртв, безразличен к страданиям человека. Разрушение устойчивой картины мира, основанной на идеалах возрождения привёл к становлению стиля барокко, который обозначил ощущаемые противоречия. Показал существование в действительности в разной степени и ада и рая. Крестьянские восстания и феодальная междуусобица этого времени носят иной характер, нежели войны средневековья, которые не затрагивали традиционных устоев жизни. Войны нового времени – средство разрушения традиционного средневекового образа жизни. Свидетели разрушения городов, пожаров видели происходящим не только гибель материального мира, но разрушение духовных ценностей средневековья и возрождения. Разрушение патриархального клада жизни приводило к разрыву с семейными обычаями, цеховыми ценностями, к освобождению от привязанности к родным местам: к городу, к стране. Всё это породило ситуацию брожения умов. Состояние разорванности сознания. Складывается иррациональная картина мира. Однако это уже соседствует с усилием проанализировать все конфликты бытия, вывести формулу сложного борьбы противоположностей. Поэтому искусству характерно разрушение законченных форм. Распад былой упорядоченности мира выступал для человека, что Бога либо нет, а есть только Дьявол; либо, что Бог настолько далёк от человека, что необходима полная перестройка жизни для обретение надежды на обретение благодати. Это привело к противоречивости миропонимания барокко. Например пир во время чумы. С другой стороны усиливается тенденция мирского аскетизма. Ухода от суетных наслаждений в рационализм. Таким образом, данные процессы,черты 17 века отвечают всем характеристикам переходной эпохи. Рационалистические тенденции вызваны научной революцией 17 века. Научную картину мира рисовал эпикурейство. (человек должен жить собственным разумом и получать от жизни достойные наслаждения)

На первый план вышло осмысление античного мировоззрения. Эта философия развивала положения учения атомизма. О случайности возникновения мира. К тому же здесь не признаётся факт бессмертия души. Атомизм – есть материалистическое учение о природе. Согласно которому, материя состоит из вечных, неизменных, неделимых частиц – атомов. Более всего эпикурейство соответствовало английскому мироощущению. Ощущения распада космоса на атомы и отчуждение человека от человека. Эпикуризм был созвучен протестантскому мировоззрению. Именно в Англии появляются кружки атомистики. Атомизм содействует возникновению естественных наук. В кружке таком состоял Ф.Бэкон. Членов кружков объединяло общее ощущение распада некогда целостного космоса. Другим фактором развития стало возрастание роли науки в культуре. В 17 веке ведущее место занимает механика. Кроме того, в это время наука перестаёт быть занятием учёных одиночек, возникают научные общества, академии наук. Научная революция 17 века опиралась на новую оценку возможностей человеческого разума и источников познания. Ф.Бэкон первым провозглашает знание силой. Его источником – опыт, а не божественное откровение. (эмпиризм) Ценность знания в его практической полезности. Декарт в своём «рассуждении о методе» (книга такая) объявил человеческий разум главным орудием познания мира. Важнейшими методами научного познания были объявлены эксперимент, механическая гипотеза, с помощью Декарт строит механическую модель мира. Исходя из этих представления совершенствуются новые достижения. Микроскоп Левенгука позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших подробностей. А Галилей дал возможность Кеплеру развить гелиоцентричное учение Коперника. (Гелиос – солнце) Перед этим Коперник доказывает, что Солнце является центром вселенной, а не Земля. Открывают законы движения планет. Галилей применяет трубу, видит на луне краторы. Дж. Бруно высказывал идею о бесчисленности миров во вселенной. Всё это принесло Галилею славу Колумба неба и перевернуло Библейскую картину мироздания. Несостоятельность средневекового миропонимания показала механика. (Лейбниц, Ньютон, Бойль)

В трудах Ньютона математическое естествознание достигает вершины, открываются анатомические законы. (Гарвей) Он открывает закон кровообращения, роль сердца, приближается к тайне зарождения человеческой жизни. В итоге геоцентристский космос рухнул, земля заняла подлинное место в картине мироздания. Могущество человека заключается в том, что он силой своего разума может проникнуть в самое сердце вселенского порядка. И обратить свои знания к своей пользе. Однако и здесь имеется оборотная сторона. Декарт (Картезианская картина мира). Возникла идея некого пустого вместилища, где есть атомы. Научное мировоззрение 17 века сталкивалось с религиозным представлением. Декарт пытался избежать столкновения с церковью. Он объявил свой новый мир лишь гипотетическим. То есть нигде не встречающемся ранее. В 1664 году «начало философии» Декарта попались в папский индекс запрещённых книг. Публичное осуждение Галилея за копернианскую ересь заставляет Декарта отложить публикацию «о мире», где он развивал свою механическую гипотезу. Через 10 лет он нашёл способ, как примириться с Библейским представлением. По отношению к земле земля всё-таки покоится. Кеплер был астрологом. Такие карты составлялись и Галилеем и Ньютоном. Ньютон занимался ещё и алхимией. Все они состояли в ордене масонов. Декарт – член общества розенкрейцерство. Вера являлась глубоким источником вдохновением. Галилей в своём «звёздном вестники», что открытие телескопа он сделал благодаря посетившей его божественной благодати. Ньютон рассматривал свою деятельность, как чудесную цепь прозрений божественной архитектуры мира. Таким образом, открываемые законы природы представали как новое обретение божественного знания, утраченного в момент грехопадения. Механическая модель мира дополнялась мнением о безличном творце, положившем начало миру, придавшем ему законченную форму, гармонию, а затем устранившемся от него. Такое представление – Деизм. Изящное соединение солнца, планет, комет появилось по намерению и власти могущественного и премудрого существа. Лейбниц полагал, что величайшая гармония, красота инверсума – это следствие произошедшего при сотворении вещей чуда. Атомизм и механизация картин мира постепенно начинает проявляться в общественной жизни, пробуждается самосознание личности, её способности к рефлексии. Под влиянием развивающихся капиталистических отношений связи между людьми овеществляются. Люди начинают рассматривать друг друга, как равных партнёров. Индивид превращается социальным атомом, но духовно самостоятельной личностью. Механическая картина мира решила проблему о смысле существования личности в условиях распада традиционного уклада жизни. Материальный мир сам по себе не имеет разумности и цели. Нравственная задача человека быть островом разумности в этом мире. Носителем мысли и сознательной целенаправленной деятельности.