Культура северного возрождения
В XIV – XV веках Европа была разделена на 2 культурных комплекса – север, который включал страны, расположенные в бассейне Балтийского и Северного морей и юг, всё средиземноморье. Однако, они уже находят точки соприкосновения. В 1291 году Генуэзские моряки открывают Гибралтар, который ранее контролировался арабами, еще ранее первые торговые суда из средиземноморья пребывают в Брюгге (город на побережье Северного моря). С юга поступают не только товары, но и идеи. Идеи гуманистической образованности, которые определяют формирование национальных традиций. Отличие от Итальянского влияния, на севере фактор влияния оказался незначительным от античной культуры. Здесь исторически не было очагов исторической культуры. У большинства представителей северного возрождения обнаруживаются следы не до конца изжившей готики. Истинным началом северного возрождения можно считать перевод Мартином Лютером библии на немецкий язык. 31 октября 1517 года в городе Виттенберге к стене собора прибил свои тезисы, осуждающие торговлю святым товаром – индульгенциями.
Библия становится основой немецкого литературного языка, это был первый прецедент перевода на литературный, национальный язык, затем последовали переводы на английский, французский.
В северной Европе появляется протестантская церковь. Лютеранство объединило интеллектуальные круги Германии. Гуманист Милангтон, художники Альберт Дюрер, Ганц Гольбейн. Протестантизм стал сигналом к началу крестьянских войн и восстаний. Католицизм основывал иерархичность средневекового общества. Жизнь Лютера взорвала единство средневековой Европы, опрокинуло ее систему ценностей. Лютер отверг большинство таинств католического культа. Например, отвергают святых, ангелов, богородицы, поклонение иконами святым мощам, богатые торжественные службы, идущие на латинском языке, отвергает представление о чистилище. Всё это он рассматривает, как разновидность церковной магии, с помощью которой церковь пытается управлять самим Богом, подчинить его целям, интересам людей, всё это является лишь проявлением лишь внешнего благочестия, поэтому противоречит сущности христианства. Благочестие должно быть не внешним, а внутренним, он проповедует спасение одной только верой без участия добрых дел. Он утверждает непререкаемый авторитет священного писания и настаивает на праве каждого человека иметь собственное понимание его содержания, личное толкование на свободе совести, вопросах веры и морали, для этого он и делает библию доступной. И также он развивает потребность в грамотности, не случайно именно здесь появляется печатный станок.
Стержнем протестантского мировоззрения становится утверждение: «Всё от Бога». Это освободило человека от суетных переживаний о ходе мирских дел, человеку оставалось одно – уповать на бога и верить в спасение. Поскольку спасение не зависит от человека, все предопределено. Здесь рождается новая мировоззренческая установка, готовность все предать, перенести все трудности, испытания, не утратив в душе образ Божий. Делать свое дело мирское методично, вопреки всему, не падая духом. И если вдруг, такая жизнь принесет положительный результат, то это и будет знаком божественного благословления и возможности спасения. Эта религия более мирская.
Раньше в традиционном католическом мировоззрении господствовала такая теория: поработал – отдохни. Здесь же проповедуется постоянный, добросовестный труд. Материальный достаток нужен не сам по себе, а для получения чувства удовлетворения от собственного избранничества, гарантирующего будущее спасение. Богу угоден аристократ от рождения, а тот, кто упорно и добросовестно трудится. Утверждается равенство всех люде й. В защиту католической церкви папством было организовано движение контрреформации. Оно охватило всю Европу, стала причиной жестоких религиозных войн, но и предполагал мирную деятельность: проповедники. Реформируется сама католическая церковь. Но самая активная деятельность – это вновь организованный орден, общество Иисуса, поэтом общество стало называть Иезуитами. Это была настоящая боевая организация, их девизом становится – цель оправдывает свои средства. Основал этот орден испанский аристократ Игнатий Лайола, он стал генералом ордена и подчинялся только Папе.
Важными вехами в развитии контрреформации является Аугсбурский мир 1555 год. Здесь была заключен эдикт о веротерпимости. И восторжествовал принцип, чья власть, того и вера. За сценой реформации с католическим миром произошло также столкновение протестантизма с гуманизмом. Рим хотел, чтобы Лютеру ответили не только силой, но и уничтожили его слово интеллектуально. Эти ожидания были обращены гуманисту Эразму Роттердамскому. Эразм должен был вступить в диспут с Лютером. В первые месяцы после выступления Лютера, Эразма обвиняли как предтечею предшественника Лютера. То есть гуманисты подготовили почву лютеранству. Поэтому католическая церковь дает возможность гуманистам оправдаться, Эрасту даже сулят шапку, но выясняется, что общего у Лютера и гуманистов находится в критической части, в критике католичества, поэтому Эразм говорит не то, что от него ожидали. Он останавливается на разногласиях в связи с понимаем свободы воли. Человек предопределен не церковью, а Богом. От Эразма хотели услышать обличения с точки зрения догматических вопросах, чтоб он осуждал ересь с точки зрения духовного права. Эразм же останавливается на нравственных вопросах, где и обозначает полноту своего расхождения с реформатором. В отличие от гуманистов Лютер освободил человека от диктата римской церковью, чтобы еще больше установить над ним диктат божественного проведения. Меры, принятые католической церковью позволили ей предотвратить натиск протестантизма, который победил в Скандинавии, в Швейцарии, Нидерландах, на Британских островах. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия. Протестантизм стал причиной рождения в Европе нового мировоззрения, которое ознаменовало новую эпоху и согласно этому мировоззрению человек получил право самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви и получил высшую религиозную санкцию на то, чтобы собственный разум и совесть диктовали ему как следует жизнь.
Протестантизм заложил основы для появления работника нового типа, новой культуры труда, без которой бы невозможно было появление эффективного технического производства, это человек буржуазного общества, автономный индивид со свободой нравственного выбора, ответственный в своих суждениях и поступках. Религиозную этическую направленность приобретает и отношение к труду. Неумение, некомпетентность рассматривается как грех. Таким образом, складывающийся в западной Европе капитализм получил в протестантизме свое духовное основание и не только Западноевропейский капитализм.
К примеру, протестантская этика отражается в одной дневниковой записи основателя первой североамериканской колонии Англии. Это была Виржиния в капитанской записи Капитана Смита («Ничего здесь нельзя ожидать, кроме того что может быть добыто с помощью труда»). Сюда прибывают представители Пуританства. В Женеве Кальвин основал протестантскую республику.
В отличие от католицизма, протестантизм не был единой церковью, это были секты, в которые вступали люди осознанно. Как и в Италии в Северной Европе лидировала живопись, здесь выражаются готические черты. Приметой ренессансности является значение портрета. В целом была открыта личность. Есть такая особенность: портреты смотрят в глаза зрителя, даже если этот зритель отходит, глаза как бы двигаются за твоим взглядом.
В картинах Босха соединяются мрачные средневековые сюжеты с элементами фольклора и в то же время с точностью реалистических деталей.
Альберт Дюрер стремится к реалистичности, ему чужд итальянский идеализм. Отображает стойкость духов новых идей протестантов. Знаменитыми его работами являются «Меланхолия», «Смерть, черт и рыцарь», Изображение четырех апостолов, гимн человеку.
Другим знаменитым художником является Лукас Кранах. Его мадонны библейские героини, простые горожанки, современницы художника.
Ганс Гольбейн-младший – «Адам и Ева».
Таким образом достижения эпохи Возрождения навсегда определи пути развития Европейской культуры. Контрреформация 16 века объединила в себе полностью все культурно-реставрационные тенденции эпохи. Возрождение становится срединным этапом, который ввел эпоху в культуру нового времени.