Революционная деятельность «Объединенного союза». «Три народных принципа» Сунь Ятсена

Летом 1905 г. при активном участии Сунь Ятсена, Хуан Сина, Сун Цзяожэня произошло объединение «Союза китайского воз­рождения» и революционных организаций, действовавших в различных провинциях, в единый «Китайский революционный объединенный союз», или «Объединенный союз» («Тунмынхой»), который возглавил Сунь Ятсен. В ноябре 1905 г. в Японии начал выходить орган «Объединенного союза» газета «Минь бао» («Народная газета»). В ней систематически публиковались статьи и информации о русской революции.

«Объединенный союз» стал влиятельной политической орга­низацией. К 1906 г. число его членов достигло 10 тыс. Почти во всех провинциях были созданы местные нелегальные организа­ции союза. Росло влияние «Объединенного союза» в армии.

Социальный состав членов «Объединенного союза» был не­однородным. В нем участвовали представители национальной буржуазии, мелкой буржуазии города, отчасти крестьянства. Вместе с тем в союзе были представлены и либерально-поме­щичьи элементы. Программная декларация «Объединенного союза», составленная Сунь Ятсеном, предусматривала «изгна­ние маньчжурских варваров», «возрождение Китая», «установ­ление республики», «уравнение прав на землю».

В тот период Сунь Ятсен выдвинул «три народных принци­па». Впервые они были изложены в 1905 г. в первом номере «Минь бао», а в развернутом виде сформулированы в 1907 г.

Первый принцип — национализм — означал стремление к превращению Китая в подлинно независимое государство. Сунь Ятсен считал тогда, что главным условием достижения этой цели является свержение маньчжурской династии. Программные документы «Объединенного союза» не предусматривали откры­того выступления против империалистических держав. Сунь Ят­сен и его сторонники наивно верили, что западные державы окажут помощь в обновлении Китая. Правда, Сунь Ятсен начи­нал уже понимать, что такую помощь следует ждать не от капи­талистов, а от прогрессивных сил Европы и Америки. В 1906 г. в письме к Н. К. Судзиловскому он отмечал, что американские капиталисты «не настолько глупы, чтобы совершить коммерче­ское самоубийство, помогая Китаю обрести собственную инду­стриальную мощь и стать независимым», и выражал надежду, что «бескорыстные люди во всем мире постепенно начнут пони­мать, что возрождение четвертой части человечества будет бла­годеянием для всех».

Второй принцип — народовластие — предусматривал борьбу за создание в Китае буржуазно-демократической республики.

Третий принцип — народное благосостояние — включал в се­бя план разрешения аграрного вопроса путем обеспечения «рав­ных прав на землю». Сунь Ятсен считал, что это может быть осуществлено путем обложения всех помещиков налогом «сог­ласно цене земли», т. е. изъятием государством дифференциаль­ной ренты. На эти деньги государство сможет выкупить поме­щичьи земли. Если отбросить утопическую оболочку плана Сунь Ятсена, то его осуществление было бы равнозначно национа­лизации земли.

Сунь Ятсен утверждал, что проведение «трех принципов» в жизнь позволит Китаю миновать капитализм и развиваться по социалистическому пути.

В. И. Ленин в работе «Демократия и народничество в Ки­тае» дал глубокий анализ программы Сунь Ятсена.

«Боевой, искренний демократизм, — указывал В. И. Ле­нин, — пропитывает каждую строчку платформы Сунь Ят-се-на» *. Одновременно В. И. Ленин отмечает, что идеология бое­вого демократизма сочетается у Сунь Ятсена, «во-первых, с со­циалистическими мечтами, с надеждой миновать путь капита­лизма для Китая, предупредить капитализм, а во-вторых, с планом и проповедью радикальной аграрной реформы»**.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, с. 401. ** Там же, с. 403.

В. И. Ленин объясняет эту особенность мировоззрения Сунь Ятсена объективными условиями, в которых развивалось китай­ское освободительное движение. Установление республики в Ки­тае было невозможно без громадного духовного и революцион­ного подъема масс. А это предполагало и порождало самое ис­креннее сочувствие Сунь Ятсена и других китайских демокра­тов к положению трудящихся. Между тем в Европе и Америке, где передовые китайцы заимствовали свои освободительные идеи, на очереди дня стояло освобождение от гнета буржуазии, т. е. социализм. На этой почве возник субъективный социализм китайских демократов, их стремление уничтожить угнетение и эксплуатацию масс. Но объективные условия Китая выдвигали лишь один определенный вид этого угнетения и эксплуатации — феодализм.

«И вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается про­грамма „изменения всех правовых основ" одной только „недви­жимой собственности", программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации.

В этом суть народничества Сунь Ят-сена, его прогрессив­ной, боевой, революционной программы буржуазно-демократи­ческих аграрных преобразований и его якобы социалистической теории» ***.

*** Там же, с. 404.

Осуществление аграрной программы Сунь Ятсена, т. е. проведение национализации земли, теоретически возможное и при капитализме, создало бы наиболее благоприятные условия для быстрого развития капитализма в Китае.

Сунь Ятсену и его сторонникам пришлось вести идейную борьбу против ожививших свою деятельность либералов-кон­ституционалистов. Кан Ювэй и Лян Цичао призывали своих сторонников объединиться во имя борьбы за конституцию. В различных провинциях возникали общества и организации кон­ституционалистов. Борьба завершилась победой революционно-демократического крыла. Однако либералы отнюдь не сошли с политической арены. Хотя влияние Кан Ювэя и его соратников

периода реформаторского движения ослабло, даже внутри «Объединенного союза» было немало деятелей, боявшихся ре­волюционной активности масс. Они и стали главной опорой тех, кто стремился к компромиссу с силами реакции.