Национально-освободительное движение народов Тропической и Южной Африки

Колониальный раздел Африки, безжалостная эксплуатация ее народов монополистическим капиталом метрополий не могли не вызвать разных форм протеста и борьбы с колонизаторами. Первоначально это были оборонительные войны против захват­чиков. В этот период народы Африки выдвинули из своей среды выдающихся организаторов сопротивления, таких, как Самори Туре, Лат-Диор, Лобенгула и многие другие. В странах, вну­тренние районы которых не были еще полностью подчинены колониальным властям, в конце XIX — начале XX в. продол­жалась вооруженная борьба. Так было, например, в Сомали, где сопротивление возглавил выходец из крестьянской семьи мулла Мухаммед бен Абдалла Хасан. В 1899 г. он провозгла­сил джихад — «священную войну» против «неверных», а себя объявил махди. Под его контроль перешли почти все внутрен­ние районы Британского Сомали и часть Итальянского Сомали. Мухаммед бен Абдалла Хасан создал военно-политическое объ­единение сомалийских племен, принявшее характер государст­венного образования. Оно примерно двадцать лет противостоя­ло колонизаторам.

В некоторых покоренных странах вспыхивали вооруженные восстания. Наиболее крупными из них были восстания готтен­тотов и гереро в Германской Юго-Западной Африке. Доведен­ные немецкими колонизаторами до полного отчаяния, племена гереро, возглавленные Самуилом Магареро, и готтентоты во главе с Гендриком Витбоем поднялись в 1904 г. на освободи­тельную войну. Знакомясь с одной из работ, в которой упоми­налось об этих событиях, В. И. Ленин выписал слова песни гереро: «Кому принадлежит земля Гереро?» — и припев: «Нам принадлежит земля Гереро» *.

Часть повстанцев была вооружена винтовками, которые им удалось достать в Капской колонии. Гендрик Витбой оказался талантливым полководцем. Готтентоты успешно применяли так­тику рассыпного строя, действуя мелкими группами. Описание тактики .повстанцев дает одна из песен, сложенная сыном Ген-дрика Витбоя:

Всадники, сбор!

Выводите коней. Вооружайтесь, берите патроны, Все на войну, пеший и конный! Двигайтесь ночью, утром стреляйте! Слушайте голос вождя на войне. Пеший и конный, врасплох нападайте, Не отступайте, братья, в огне! С флангов врывайтесь в сраженье жестоком И возвращайтесь к намеченным срокам. Вождь! Созывай своих воинов снова, К битвам грядущим пусть будут готовы: Клич- боевой, и огонь открывается! Чешкать не надо: враг просыпается... Огнем атакуйте, колите, рубите. Бейтесь! И клич боевой прекратите.

После гибели Гендрика Витбоя в 1905 г. масштаб восстания сократился, но еще почти два года продолжалась партизанская борьба под руководством Якоба Моренги. События в Герман­ской Юго-Западной Африке вызвали тревогу и у английских колонизаторов, которая особенно усилилась, когда в 1906 г. восстали зулусы в Натале. Англичане помогли немецким коло­низаторам подавить восстание. Делая выписки об этих собы­тиях, В. И. Ленин отметил на полях «Тетрадей по империализ­му»: «1908 г. англичане вместе с немцами в колониальной войне!!» **.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 28, с. 665. ** Там же.

Значительная часть готтентотов и гереро была истреблена. После восстания из 90 тыс. гереро осталось только 18 тыс.

Огромное военно-техническое превосходство колонизаторов, почти полное разоружение местного населения делали в боль­шинстве колоний невозможной вооруженную борьбу. Но тюстепенно начали вырабатываться новые формы протеста, связан­ные с формированием национального самосознания африкан­ских народов. Его зачинателями были первые представители африканской интеллигенции. Организованные формы полити­ческого протеста раньше других появились на Золотом Берегу, где еще в 1879 г. было создано «Общество защиты прав корен­ного населения». В 1908 г. в Лагосе (Нигерия) два врача-афри­канца организовали «Народный союз для защиты прав афри­канцев». Накануне первой мировой войны была сделана попыт­ка объединить подобного рода организации британских колоний Западной Африки, однако она не осуществилась. Более интен­сивно формировались силы социального и национального про­теста в Южной Африке. Определенное влияние оказала и деятельность М. К. Ганди, возглавившего в 1906 г. кампанию гражданского неповиновения индийцев, проживавших в Ната-ле. Впоследствии гандистская тактика была воспринята некото­рыми организациями африканцев. В 1912 г. произошло объеди­нение нескольких организаций африканцев, создавших Афри­канский национальный конгресс.

Национально-освободительная борьба народов Тропической и Южной Африки развертывалась в гораздо более трудных условиях, чем освободительное движение угнетенных народов Азии. Но весь ход исторического развития стран Африки делал неизбежным включение африканцев в общий фронт освободи­тельной борьбы рабочего класса Запада и угнетенных народов Востока против империализма.