Вопрос №8. Аристотель о роли досуга в образовании.

Аристотель не был гражданином Афин. Он родился в 384г. на окраине эллинского мира, в городе Стагире, близ Афонской горы в богатой семье придворного врача македонского царя. До 18 лет он изучал естественные науки и медицину, а затем в течение 20 лет он учился у Платона в его Академии.

После смерти Платона Аристотель служил при дворе македонского царя Филиппа и в течение трех лет воспитывал его сына Александра. До похода Александра в Азию он сохранял связи с придворной средой. С 335 года он жил в Афинах, где создал свою школу Ликей. Многие его сочинения являются конспектами прочитанных там лекций, а некоторые записями его учеников. После смерти Александра в Афинах вновь возникли надежды на освобождение от македонского ига и Аристотелю, о близости которого македонскому двору было известно, пришлось бежать в Халкиду, где он и умер.

Человек, который способен раскрыть свои возможности и, прежде всего, рассудок, ум должен быть свободен от забот о хлебе насущном. Если в христианстве «блаженны нищие», то в рационалистической философии античности разум и добродетель требуют соответствующих материальных благ. Аристотель выделяет три вида благ:

-блага внешние (обстоятельства жизни),

-блага, относящиеся к душе,

-блага, относящиеся к телу.

Внешние блага также важны, - пишет Аристотель: «Невозможно или трудно совершить прекрасные поступки, не имея никаких средств. Ведь многие поступки совершаются с помощью друзей, богатства и влияния в государстве, словно с помощью орудий, а лишенные иного, например благородного происхождения, хорошего потомства, красоты, исключают блаженство. Ибо, едва ли счастлив, безобразный с виду, дурного происхождения, одинокий, бездетный и, должно быть, еще меньше можно быть счастливым, если дети и друзья отвратились или, если были хорошие и умерли» (1, с.69).

Отсутствие внешних благ делает человека по Аристотелю непригодным для высокого, потому, что он, чтобы утолить голод или жажду не останавливается ни перед какими, даже самыми крайними средствами. Но не должно быть избытка внешних благ.

Главное же, что отличает раба и ремесленника от благородного - это неумение пользоваться досугом. А именно досуг и является важным пространством развития личности. Конечно, у Аристотеля главное воспитательное пространство то, которое определяет государство, представляя в законах шкалу общественных ценностей и направляя поступки граждан. Но лично для человека основным воспитательным пространством становится досуг. «Вся человеческая жизнь распадается на занятия и досуг, на войну и мир, а вся деятельность человека частью направлена на необходимое и полезное, частью на прекрасное. Война существует для мира, занятия ради досуга, необходимое и полезное ради прекрасного…Нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, что еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом, совершать все необходимое и полезное, а еще более того – прекрасное, Имея в виду эти цели, следует установить и соответствующее воспитание для детского и для остальных возрастов, нуждающихся в воспитании. И логические соображения, и фактические данные свидетельствуют в пользу того, что законодатель должен преимущественно прилагать старания к тому, чтобы его законодательство имело в виду досуг и мир. Ведь большинство государств, обращающих внимание лишь на военную подготовку, держатся, пока они ведут войны, и гибнут, лишь только достигают гегемонии. Виноват в этом законодатель, который не воспитал у граждан умения пользоваться досугом. Пословица говорит: «У раба нет досуга». Мужество и выносливость нужны для трудовой жизни, философия для досуга, воздержанность и справедливость и в то и в другое время.

Следует участвовать лишь в тех полезных занятиях, которые не обратят человека, участвующего в них, в ремесленника. Мы называем ремесленными такие искусства и занятия, которые исполняются за плату: они лишают людей необходимого досуга и принижают их».

Досуг есть определяющее начало всего. Досуг заключает в самом себе и удовольствие, и счастье, и блаженство, и все это выпадает на долю не занятых людей, а людей пользующихся досугом». Перечисляя занятия на досуге, Аристотель называет музыку, рисование, но, главным образом философские размышления.