Анализ темпов роста и структуры выручки от продаж
В ходе анализа выручки хозяйствующего субъекта изучают динамику ее состава и структуры. На размер выручки влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
Можно выделить восемь основных групп внешних макроэкономических факторов. Первая группа включает в себя политические факторы, которые могут оказывать значительное влияние на величину выручки. Под воздействием этих факторов формируется макроэкономическая геополитическая информация, которая достаточно редко напрямую воздействует на организацию, но может сыграть решающую роль при разработке долгосрочной стратегии.
Вторая группа представлена такими экономическими факторами, как динамика банковского процента, индексов изменения цен на сырье, материалы, индекса Российской торговой системы, прожиточного минимума, минимальной заработной платы, индекса удовлетворенности клиента, динамика цен по поставщикам организации и др. На базе данной группы факторов базируется рыночная информация.
Одним из важнейших этапов анализа является анализ структуры выручки от продаж. Он может проводиться по следующим направлениям: в разрезе отдельных видов товаров, форм погашения задолженности покупателями; по клиентам; географическим зонам сбыта и т. д.
Далее необходимо проанализировать структуру валовой выручки в целях определения фактического денежного ресурса предприятия и динамики его изменения по годам.
В ходе данного анализа фактически полученную выручку предприятия целесообразно разбивать на выручку, полученную в денежной форме, векселями и взаимозачетом, и определять удельный вес каждой формы поступлений в общем объеме валовой выручки.
По результатам анализа необходимо сделать выводы о факторах, оказавших существенное влияние на формирование структуры выручки, динамику ее изменения, и определить способы влияния на удельный вес каждой формы будущих поступлений.
Все виды продукции и услуг имеют определенный жизненный цикл. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что каждый товар имеет свой возраст и подвержен старению, что, выходя на рынок даже с самыми лучшими потребительскими свойствами, он рано или поздно вытесняется с рынка другим, более современным изделием. Жизненный цикл товара определяет объем продаж и его прибыльность. Вступление товара в каждую новую стадию жизненного цикла требует изменения стратегии и тактики коммерческих служб, с тем чтобы лучше приспособить свою деятельность (плановую, закупочную, сбытовую и др.) к изменениям рыночной ситуации.