Анализ темпов роста и структуры выручки от продаж

 

В ходе анализа выручки хозяйствующего субъекта изу­чают динамику ее состава и структуры. На размер выруч­ки влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

Можно выделить восемь основных групп внешних мак­роэкономических факторов. Первая группа включает в себя политические факторы, которые могут оказывать значи­тельное влияние на величину выручки. Под воздействием этих факторов формируется макроэкономическая геополи­тическая информация, которая достаточно редко напря­мую воздействует на организацию, но может сыграть ре­шающую роль при разработке долгосрочной стратегии.

Вторая группа представлена такими экономическими факторами, как динамика банковского процента, индек­сов изменения цен на сырье, материалы, индекса Россий­ской торговой системы, прожиточного минимума, мини­мальной заработной платы, индекса удовлетворенности клиента, динамика цен по поставщикам организации и др. На базе данной группы факторов базируется рыночная информация.

Одним из важнейших этапов анализа является анализ структуры выручки от продаж. Он может проводиться по следующим направлениям: в разрезе отдельных видов то­варов, форм погашения задолженности покупателями; по клиентам; географическим зонам сбыта и т. д.

Далее необходимо проанализировать структуру валовой выручки в целях определения фактического денежного ре­сурса предприятия и динамики его изменения по годам.

В ходе данного анализа фактически полученную вы­ручку предприятия целесообразно разбивать на выручку, полученную в денежной форме, векселями и взаимозаче­том, и определять удельный вес каждой формы поступле­ний в общем объеме валовой выручки.

По результатам анализа необходимо сделать выводы о факторах, оказавших существенное влияние на формиро­вание структуры выручки, динамику ее изменения, и опре­делить способы влияния на удельный вес каждой формы будущих поступлений.

Все виды продукции и услуг имеют определенный жизнен­ный цикл. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что каждый товар имеет свой возраст и подвержен ста­рению, что, выходя на рынок даже с самыми лучшими по­требительскими свойствами, он рано или поздно вытесняет­ся с рынка другим, более современным изделием. Жизнен­ный цикл товара определяет объем продаж и его прибыльность. Вступление товара в каждую новую стадию жизнен­ного цикла требует изменения стратегии и тактики коммер­ческих служб, с тем чтобы лучше приспособить свою дея­тельность (плановую, закупочную, сбытовую и др.) к изме­нениям рыночной ситуации.