Анализ и оценка состава и структуры прибыли

 

Способность организации обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой пока­зателей финансовых результатов. Показатели прибыли яв­ляются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Анализ финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изу­чение всех статей отчета.

Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источ­ника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результа­ты анализа используются также и в прогнозировании фи­нансовых результатов, что может быть использовано как во внутреннем, так и во внешнем анализе.

Анализ финансовых результатов деятельности органи­зации включает:

− исследование изменений каждого показателя за те­кущий анализируемый период (горизонтальный ана­лиз);

− исследование структуры соответствующих показате­лей и их изменений (вертикальный анализ);

− изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ). Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых дан­ных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабиль­ность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учи­тывать влияние инфляции на бухгалтерские пока­затели. Тренды изучаются для выявления тенден­ций изменения финансовых результатов;

− исследование влияния факторов на прибыль (фак­торный анализ).

Анализ формы № 2 начинается с изучения выручки как дохода по обычным видам деятельности и соответствую­щего расхода – себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих пока­зателей.

При расчете уровней показателей себестоимости про­данных товаров, продукции, работ, услуг и валовой при­были можно определить доли этих элементов в общей сум­ме выручки от продажи, характеризующие эффективность основной деятельности организации, что позволяет наглядно представить складывающуюся финансовую ситуацию в организации и выявить возможные резервы роста финан­совых показателей.

Кроме факторного анализа прибыли от продаж по данным формы № 2 можно проанализировать и другие виды прибы­ли: прибыль до налогообложения; чистую прибыль и т. д.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия по данным отчета о прибылях и убытках имеет не абстракт­ный, а вполне конкретный характер, потому что позволя­ет учредителям, акционерам, администрации выбрать наи­более важные направления активизации деятельности орга­низации.

В заключение освещения данного вопроса следует под­черкнуть, что в настоящее время среди многих экономис­тов распространен критический взгляд на прибыль как критерий эффективности фирмы. Критики утверждают, что рынок все больше ориентируется на наличные доходы, а не на прибыль, показанную в финансовой отчетности. Од­нако финансовые результаты по-прежнему имеют чрезвы­чайно большое значение для оценки эффективности дея­тельности и инвестиционной привлекательности фирмы. Основное направление в процессе повышения значимости прибыли при принятии управленческих решений состоит в повышении точности и обоснованности представляемых в отчетности данных о реальных факторах стоимости.