ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Это трудоемкий процесс, который под силу только специалистам в области бухгалтерского учета. Он включает следующие основные этапы:
• проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;
• формирование оборотных ведомостей или Главной книги при журнально-ордерной системе счетоводства;
• изучение особенностей формирования статей баланса и годовой 5ухгалтерской отчетности за отчетный период;
• формирование статей бухгалтерского баланса.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям следует руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, Методическими указаниями по инвентаризации имущества ифинансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;
Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно. Инвентаризационная комиссия, изучив результаты инвентаризации, решает, за счет кого должны быть отнесены выявленные недостачи или как оприходованы излишки. Решения комиссии протоколируются. Протоколы утверждаются руководителем организации или вышестоящей организацией по ходатайству руководства организации в зависимости от размера и характера недостач. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия делает записи по счетам, приводя тем самым данные текущего учета в соответствие данным инвентаризации.
После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного формирования квартального или годового отчета составляют сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ. В соответствии с графиком по участкам последовательно формируется и обрабатывается первичная документация, составляются машинограммы или накопительные ведомости, выполняются промежуточные расчеты, после чего информация в сгруппированном виде отражается в учетных регистрах. При этом обязательно осуществляется поэтапная сверка учетной информации. При любой форме учета данные текущих бухгалтерских записей должны контролироваться соответствующими данными сводных регистров. После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными, составляют баланс и другие отчетные формы по данным регистров журнально-ордерной формы.
Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета посредством журнально-ордерной формы счетоводства баланс составляется на основании данных Главной книги. Обороты по дебет, отдельных счетов переносят в Главную книгу из журналов-ордеров и оборотных ведомостей. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу только из журналов-ордеров. Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные месячные итоги из журналов-ордеров записывают в Главную книгу. Журналы-ордера и Главная книга дополняют друг друга: в журнале-орде» делается расшифровка кредитового оборота каждого счета, а в Главной книге — дебетового оборота этого же счета.
Приведем схему построения бухгалтерского баланса.