ПЕРЕХОД РОССИИ НА МСФО. СОСТАВ ГОДОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ

Ввиду формирования в настоящее время системы хозяйствова­ния с учетом новых требований рыночной экономики система отече­ственного бухгалтерского учета находится в стадии реформирования. Это обусловлено развитием рыночных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей в работе с иностранными инвесторами и инвести­циями, увеличением объема товарных и расчетных отношений с ними и их банками. В связи с этим бухгалтерская информация должна соответ­ствовать международным стандартам, т.е. быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям для анализа, контроля и управления с их стороны своими вложениями. Основным ориентиром реформы отечественного учета служат принципы, содержа­щиеся в системе международных стандартов финансовой отчетности, как наиболее адекватно отражающие потребности рыночной экономики. В настоящее время Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой от­четности, принятой Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, намечены пути реорганизации бухгалтерского учета в стране. Прежде всего предполагается разработать более 20 новых

национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету и мето­дических указаний по каждому из них. По решению Правительства РФ эти стандарты классифицируются по трем группам:

1) стандарты бухгалтерской отчетности;

2) стандарты, связанные с имуществом и обязательствами;

3) стандарты, связанные с финансовыми результатами.

При подготовке стандартов первой группы основное внимание будет уделено стандарту промежуточной бухгалтерской отчетности. Это обусловлено возникшими проблемами слияния, выделения ком­паний, консолидированной отчетности разных уровней управления, а также отчетности по сегментам деятельности, т.е. по отраслям, под­отраслям, видам деятельности, что отвечает рекомендациям междуна­родных стандартов.

При подготовке стандартов второй группы будут выделены во­просы учета при доверительном управлении имуществом, аренде основ­ных средств, финансовых вложениях, а также ряд других.

По третьей группе стандартов выработаны новые для нашей прак­тики подходы к определению доходов и расходов организации, а также к реализации продукции. С этими вопросами увязаны и новые требо­вания Налогового кодекса Российской Федерации, в котором впервые определены положения по отложенным налогам и платежам в бюд­жет. Методологической базой для разработки новых и совершенство­вания ранее созданных положений по бухгалтерскому учету является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В ней указаны основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, т.е. предложена ориентация на модель рыночной экономики, использующей опыт стран с развитым рыноч­ным хозяйством и международные принципы учета и отчетности. В Концепции четко определены цели бухгалтерского учета.

Новым является подход к формированию учетной информации для целей налогообложения. Задачей бухгалтерского учета является лишь подготовка данных о деятельности организации, на основе кото­рых можно получить необходимые для налогообложения показатели. При разработке национальных стандартов бухгалтерского учета и финан­совой отчетности основополагающую роль играет четкость использу­емого понятийного аппарата, в частности новый подход к определению активов, капитала и обязательств организации, вытекающий из действу­ющих международных стандартов. Это же относится и к признанию принятого в мировой практике определения доходов и расходов орга­низации и ее финансовых результатов (ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Мин­фина России от б мая 1999 г. № ЗЗн).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» организация составляет и представляет в установленные адреса и сроки промежу­точную и годовую бухгалтерскую отчетность в следующем составе:

• бухгалтерский баланс (форма № 1);

• отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

• приложения к ним (формы № 3, 4, 5, 6);

• пояснительная записка;

• аудиторское заключение, если организация в соответствии с Феде­ральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской дея­тельности» подлежит обязательному аудиту.

В ПБУ 4/99 достаточно подробно определяются содержание и по­казатели таких форм, как бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также отчет о движении денежных средств. В отношении других форм указано только то, что они должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользо­вателей дополнительными данными, которые нецелесообразно вклю­чать в формы № 1, 2, 4. Кроме того, приводится перечень дополни­тельных данных, подлежащих раскрытию в пояснениях.

В приказе Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» конкретизированы отдельные позиции ПБУ 4/99. Приказом определены образцы форм промежу­точной и годовой бухгалтерской отчетности, на основе которых орга­низации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. При этом должны соблюдаться общие требования к бух­галтерской отчетности:

• достоверности и полноты информации, что достигается соблю­дением требований, установленных нормативными актами по бухгал­терскому учету;

• последовательности представления информации во времени, что достигается использованием принятых организацией форм бухгалтер­ской отчетности последовательно от одного отчетного периода к дру­гому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно только в исключительных случаях;

• нейтральности информации;

• включения в сводную отчетность показателей деятельности фили­алов, представительств и иных подразделений, в том числе выделен­ных на отдельные балансы;

• составления отчетности на русском языке и в валюте Российской федерации;

• сравнимости данных во времени, что достигается представлением в отчетности данных по каждому числовому показателю минимум за два года.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности практически не отличаются от действовавших до 1 января 2000 г. типовых форм бухгалтерской отчетности, что соответствует требованию преемствен­ности в составлении отчетности. Указания об объеме форм бухгалтер­ской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 13 ян­варя 2002 г. № 4н, определяют состав бухгалтерской отчетности как по периодам представления (промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность), так и по отдельным видам организаций (субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, общественные организации). Согласно п. 5 Указаний представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой отчетности. Отчетным годом для всех орга­низаций является период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Организации, за исключением бюджетных учреждений, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:

• участникам и собственникам имущества;

• территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;

• другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам, налоговой инспекции и иным пользователям, на которых в со­ответствии с действующим законодательством возложены проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответству­ющей отчетности.

Бухгалтерская отчетность представляется в указанные адреса бес­платно по одному экземпляру. Квартальная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая — в течение 90 дней по окончании года. Установлены образцы следующих форм промежу­точной и годовой бухгалтерской отчетности:

• бухгалтерский баланс (форма № 1);

• отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

• отчет об изменениях капитала (форма № 3);

• отчет о движении денежных средств (форма № 4);

• приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

• отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Указанные образцы рекомендуется учитывать при разработке форУ бухгалтерской отчетности. j|

Бухгалтерский баланс в системе бухгалтерской отчетности должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. В бухгалтерском балансе в соответствии с требова­ниями ПБУ 4/99 активы и обязательства должны подразделяться в за­висимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные (сроком обращения не более 12 месяцев) и долгосрочные (сроком обращения более 12 месяцев).

Актив баланса состоит из двух разделов:

I «Внеоборотные активы»;

II «Оборотные активы».

Пассив баланса включает в себя три раздела:

III «Капитал и резервы»;

IV «Долгосрочные обязательства»;

V «Краткосрочные обязательства». ,

По каждому разделу актива и пассива баланса подсчитывают итоги] Итоговые суммы разделов записываются в последней строке «Баланс?! и называются валютой баланса. >

Отчет о прибылях и убытках характеризует доходы и расходы орга-| низации за отчетный период, которые должны показываться с подраз­делением на обычные и чрезвычайные доходы и расходы.

Отчет содержит четыре раздела:

I «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»;

II «Операционные доходы и расходы»;

III «Внереализационные доходы и расходы»;

IV «Чрезвычайные доходы и расходы».

Остальные формы отчетности, пояснительная записка и дополни­тельная информация к бухгалтерской отчетности, которая при необ­ходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм, служат для дальнейшего углубления и расшиф­ровки отдельных статей отчетности. Информация в пояснительной записке может быть представлена в следующих разделах:

• сведения об организации;

• раскрытие информации к бухгалтерскому балансу и отчету о при­былях и убытках;

• аналитическая часть;

• информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности.

При составлении бухгалтерской отчетности организация должна придерживаться принятых ею содержания и форм последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения допускаются только в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть при­ведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несо­поставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными ак­тами по бухгалтерскому учету, с расшифровкой каждой существенной корректировки в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибы­лях и убытках. Статьи отчетности, в которых отсутствуют числовые показа ели, прочеркиваются, а в формах, самостоятельно разработан­ных организацией, исключаются. Показатели, являющиеся существен­ными, должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно. Показатели отдельных видов активов, обязательств, доходов и расходов и др. могут приводиться в формах № 1 и 2 общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый такой показатель в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями. Бухгалтерская отчетность под­писывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) орга­низации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договор­ных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации либо специали­стом, ведущим бухгалтерский учет.