ПЕРЕХОД РОССИИ НА МСФО. СОСТАВ ГОДОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
Ввиду формирования в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых требований рыночной экономики система отечественного бухгалтерского учета находится в стадии реформирования. Это обусловлено развитием рыночных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей в работе с иностранными инвесторами и инвестициями, увеличением объема товарных и расчетных отношений с ними и их банками. В связи с этим бухгалтерская информация должна соответствовать международным стандартам, т.е. быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям для анализа, контроля и управления с их стороны своими вложениями. Основным ориентиром реформы отечественного учета служат принципы, содержащиеся в системе международных стандартов финансовой отчетности, как наиболее адекватно отражающие потребности рыночной экономики. В настоящее время Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, принятой Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, намечены пути реорганизации бухгалтерского учета в стране. Прежде всего предполагается разработать более 20 новых
национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету и методических указаний по каждому из них. По решению Правительства РФ эти стандарты классифицируются по трем группам:
1) стандарты бухгалтерской отчетности;
2) стандарты, связанные с имуществом и обязательствами;
3) стандарты, связанные с финансовыми результатами.
При подготовке стандартов первой группы основное внимание будет уделено стандарту промежуточной бухгалтерской отчетности. Это обусловлено возникшими проблемами слияния, выделения компаний, консолидированной отчетности разных уровней управления, а также отчетности по сегментам деятельности, т.е. по отраслям, подотраслям, видам деятельности, что отвечает рекомендациям международных стандартов.
При подготовке стандартов второй группы будут выделены вопросы учета при доверительном управлении имуществом, аренде основных средств, финансовых вложениях, а также ряд других.
По третьей группе стандартов выработаны новые для нашей практики подходы к определению доходов и расходов организации, а также к реализации продукции. С этими вопросами увязаны и новые требования Налогового кодекса Российской Федерации, в котором впервые определены положения по отложенным налогам и платежам в бюджет. Методологической базой для разработки новых и совершенствования ранее созданных положений по бухгалтерскому учету является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В ней указаны основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, т.е. предложена ориентация на модель рыночной экономики, использующей опыт стран с развитым рыночным хозяйством и международные принципы учета и отчетности. В Концепции четко определены цели бухгалтерского учета.
Новым является подход к формированию учетной информации для целей налогообложения. Задачей бухгалтерского учета является лишь подготовка данных о деятельности организации, на основе которых можно получить необходимые для налогообложения показатели. При разработке национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности основополагающую роль играет четкость используемого понятийного аппарата, в частности новый подход к определению активов, капитала и обязательств организации, вытекающий из действующих международных стандартов. Это же относится и к признанию принятого в мировой практике определения доходов и расходов организации и ее финансовых результатов (ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина России от б мая 1999 г. № ЗЗн).
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» организация составляет и представляет в установленные адреса и сроки промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность в следующем составе:
• бухгалтерский баланс (форма № 1);
• отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
• приложения к ним (формы № 3, 4, 5, 6);
• пояснительная записка;
• аудиторское заключение, если организация в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту.
В ПБУ 4/99 достаточно подробно определяются содержание и показатели таких форм, как бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также отчет о движении денежных средств. В отношении других форм указано только то, что они должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в формы № 1, 2, 4. Кроме того, приводится перечень дополнительных данных, подлежащих раскрытию в пояснениях.
В приказе Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» конкретизированы отдельные позиции ПБУ 4/99. Приказом определены образцы форм промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, на основе которых организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. При этом должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности:
• достоверности и полноты информации, что достигается соблюдением требований, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету;
• последовательности представления информации во времени, что достигается использованием принятых организацией форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно только в исключительных случаях;
• нейтральности информации;
• включения в сводную отчетность показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;
• составления отчетности на русском языке и в валюте Российской федерации;
• сравнимости данных во времени, что достигается представлением в отчетности данных по каждому числовому показателю минимум за два года.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности практически не отличаются от действовавших до 1 января 2000 г. типовых форм бухгалтерской отчетности, что соответствует требованию преемственности в составлении отчетности. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 13 января 2002 г. № 4н, определяют состав бухгалтерской отчетности как по периодам представления (промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность), так и по отдельным видам организаций (субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, общественные организации). Согласно п. 5 Указаний представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой отчетности. Отчетным годом для всех организаций является период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Организации, за исключением бюджетных учреждений, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:
• участникам и собственникам имущества;
• территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;
• другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам, налоговой инспекции и иным пользователям, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности.
Бухгалтерская отчетность представляется в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Квартальная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая — в течение 90 дней по окончании года. Установлены образцы следующих форм промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности:
• бухгалтерский баланс (форма № 1);
• отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
• отчет об изменениях капитала (форма № 3);
• отчет о движении денежных средств (форма № 4);
• приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
• отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Указанные образцы рекомендуется учитывать при разработке форУ бухгалтерской отчетности. j|
Бухгалтерский баланс в системе бухгалтерской отчетности должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. В бухгалтерском балансе в соответствии с требованиями ПБУ 4/99 активы и обязательства должны подразделяться в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные (сроком обращения не более 12 месяцев) и долгосрочные (сроком обращения более 12 месяцев).
Актив баланса состоит из двух разделов:
I «Внеоборотные активы»;
II «Оборотные активы».
Пассив баланса включает в себя три раздела:
III «Капитал и резервы»;
IV «Долгосрочные обязательства»;
V «Краткосрочные обязательства». ,
По каждому разделу актива и пассива баланса подсчитывают итоги] Итоговые суммы разделов записываются в последней строке «Баланс?! и называются валютой баланса. >
Отчет о прибылях и убытках характеризует доходы и расходы орга-| низации за отчетный период, которые должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные доходы и расходы.
Отчет содержит четыре раздела:
I «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»;
II «Операционные доходы и расходы»;
III «Внереализационные доходы и расходы»;
IV «Чрезвычайные доходы и расходы».
Остальные формы отчетности, пояснительная записка и дополнительная информация к бухгалтерской отчетности, которая при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм, служат для дальнейшего углубления и расшифровки отдельных статей отчетности. Информация в пояснительной записке может быть представлена в следующих разделах:
• сведения об организации;
• раскрытие информации к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
• аналитическая часть;
• информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности.
При составлении бухгалтерской отчетности организация должна придерживаться принятых ею содержания и форм последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения допускаются только в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, с расшифровкой каждой существенной корректировки в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Статьи отчетности, в которых отсутствуют числовые показа ели, прочеркиваются, а в формах, самостоятельно разработанных организацией, исключаются. Показатели, являющиеся существенными, должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно. Показатели отдельных видов активов, обязательств, доходов и расходов и др. могут приводиться в формах № 1 и 2 общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый такой показатель в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.