Государственное регулирование цены труда
В процессе регулирования рынка труда государство руководствуется нормами международного права и внутренним законодательством в данной сфере. Международные правовые нормы в сфере регулирования цены труда определяются на основе конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Система международного регулирования минимальной оплаты труда начала складываться в 1928 г. с принятием МОТ Конвенции № 28 «О механизме установления минимальной заработной платы» и Рекомендации № 30 «О методике установления минимальной заработной платы».
Конвенция № 131 «Установление минимальной заработной платы» (1970 г.) обязала страны – члены МОТ ввести систему определения минимальной заработной платы, охватывающую всех работников. При ее расчете должны учитываться все основные потребности работников и их семей в конкретных условиях отдельной страны. Минимальная заработная плата должна устанавливаться законом.
Конвенция № 95 «Охрана заработной платы» (1949 г.) ограничивает вычеты из заработной платы и выплаты натурой, а также определяет периодичность выплаты заработной платы.
Конвенция № 102 «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952 г.) установила девять основных видов социального страхования: медицинская помощь, пособие по болезни, пособие по безработице, пособие по старости, пособие в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейное пособие, пособие по беременности и родам, пособие по инвалидности, пособие по случаю потери кормильца.
Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.) определила, что при расчетах прожиточного минимума необходимо ориентироваться на «основные потребности семей трудящихся (продукты питания, их калорийность, одежду, медицинское обслуживание и образование)».
Минимальная заработная плата является важнейшим инструментом государственного регулирования цены труда. Минимальная оплата труда должна основываться на прожиточном минимуме. Минимальный размер оплаты труда является нижней границей цены труда наименьшей сложности, выполняемой в нормальных для здоровья работника условиях. Целью законодательного установления минимальной оплаты труда является предотвращение возможности монопольного положения работодателей на рынке труда. Официальная минимальная оплата труда обеспечивает соотношения во всей системе заработной платы. Так, средняя заработная плата в нормальных экономических условиях превышает минимальную в 3,0–3,5 раза.
При регулировании уровня оплаты труда важное значение имеет установление государством продолжительности рабочей недели и условий оплаты сверхурочных работ. Продолжительность рабочей недели в развитых странах в настоящее время составляет 35-40 ч.
Важная форма регулирования рынка труда – система социального партнерства, в котором участвуют государство, профсоюзы и союзы работодателей, причем государство выступает как посредник на переговорах между представителями работников и работодателей. Цель социального партнерства – выработка процедур, позволяющих разрешать трудовые конфликты. В ходе трехсторонних переговоров участники процесса социального партнерства достигают договоренности относительно размеров оплаты труда и темпов ее увеличения, повышения квалификации работников и их подготовки, мер по поддержанию высокого уровня занятости. Все вопросы взаимоотношений между профсоюзами и союзами предпринимателей относительно основных показателей заработной платы должны регулироваться в генеральных, региональных, отраслевых, профессиональных и территориальных соглашениях, а также в коллективных договорах.
Генеральное соглашение определяет общие принципы социально-трудовых отношений на государственном уровне, в том числе в сфере заработной платы. Это соглашение регулирует индексацию минимальной заработной платы, соотношение темпов роста заработной платы и инфляции, оплату труда работников бюджетной сферы, соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума.
Региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в отдельных регионах. В частности, они могут определять основные подходы к определению прожиточного минимума для конкретного региона.
Отраслевые тарифные соглашения определяют размеры оплаты труда в конкретных отраслях экономики. Они предусматривают установление в данной отрасли минимального размера оплаты труда в виде тарифной ставки первого разряда или минимального оклада, а также механизм индексации заработной платы. Эти соглашения заключаются между представительными органами работников, работодателей и органами власти.
Профессиональные тарифные соглашения устанавливают размеры оплаты труда и льготы для работников конкретных профессий. Они заключаются между профсоюзами, объединениями работодателей и министерствами (ведомствами). Например, такое соглашение используется для определения оплаты труда в системе железнодорожного транспорта.
Территориальные соглашения регулируют социально-трудовые отношения в городах и районах и заключаются между участниками системы социального партнерства данного уровня.
Важнейшим этапом социального партнерства является заключение коллективных договоров в конкретных организациях или на предприятиях. Его сторонами являются работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации. Коллективный договор считается правовым актом. Он призван конкретизировать нормы генерального, отраслевого и профессионального соглашений. Коллективный договор определяет порядок формирования и размеры оплаты труда в конкретных организациях. В нем обязательно указывается размер минимальной оплаты труда рабочего основной специальности. На его основе осуществляется дифференциация оплаты труда работников данной организации (предприятия) в зависимости от их квалификации и занимаемых должностей. При этом руководствуются Единым тарифно-квалификационным справочником работ и рабочих, а также тарифной сеткой.
В коллективном договоре могут определяться размеры доплат за интенсивность труда, доплат за вредные условия труда, за работу в вечернюю и ночную смены. Если в организации используются не только тарифные ставки, но и оклады, то в коллективном договоре указываются профессии, оплачиваемые по окладам, и их размеры.
Формой регулирования рынка труда является государственная политика в сфере профессиональной подготовки. Ее главная цель – совершенствование структуры предлагаемого труда и обеспечение востребованности специалистов. Особое значение имеет профессиональная подготовка молодежи. При осуществлении государственных затрат на образование должны быть правильно спрогнозированы совокупный спрос на труд и его структура.
В регулировании рынка труда существенное значение имеет организация миграционных процессов, т.е. переезд работника на новое место жительства, где он может быть обеспечен рабочим местом. В данном случае от органов государственной власти требуется налаживание информационной системы о спросе на труд в конкретных регионах страны.
Для регулирования рынка труда важна активная политика профсоюзов. Во-первых, профсоюзы могут влиять на предложение труда, что достигается продвижением законопроектов о продолжительности рабочего дня или об увеличении срока профессионального обучения. Во-вторых, профсоюзы могут влиять на уровень спроса на труд путем введения высоких таможенных тарифов на импортные товары.
В результате государственного регулирования рынка труда заработная плата устанавливается, хотя и под воздействием спроса и предложения, но с учетом требований и ограничений, определяемых действующим законодательством.