Государственное регулирование цены труда

В процессе регули­рования рынка труда государство руководствуется нормами меж­дународного права и внутренним законодательством в данной сфере. Международные правовые нормы в сфере регулирования цены труда определяются на основе конвенций и рекомендаций Междуна­родной организации труда (МОТ). Система международного регулирования минимальной оплаты труда начала складываться в 1928 г. с принятием МОТ Конвенции № 28 «О ме­ханизме установления минимальной заработной платы» и Рекомендации № 30 «О методике установления минимальной заработной платы».

Конвенция № 131 «Установление минимальной заработной пла­ты» (1970 г.) обязала страны – члены МОТ ввести систему определе­ния минимальной заработной платы, охватывающую всех работников. При ее расчете должны учитываться все основные потребности работ­ников и их семей в конкрет­ных условиях отдельной страны. Минимальная заработная плата должна устанав­ливаться законом.

Конвенция № 95 «Охрана заработной платы» (1949 г.) ограничива­ет вычеты из заработной платы и выплаты натурой, а также определяет периодичность выплаты заработной платы.

Конвенция № 102 «Минимальные нормы социального обеспече­ния» (1952 г.) установила девять основных видов социального страхования: медицинская помощь, пособие по болезни, пособие по безра­ботице, пособие по старости, пособие в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейное пособие, пособие по беременности и родам, пособие по инвалидности, пособие по случаю потери кормильца.

Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной поли­тики» (1962 г.) определила, что при расчетах прожиточного минимума необходимо ориентироваться на «основные потребности семей трудя­щихся (продукты питания, их калорийность, одежду, медицинское об­служивание и образование)».

Минимальная заработная плата является важнейшим инструмен­том государственного регулирования цены труда. Минимальная оплата труда долж­на основываться на прожиточном минимуме. Минимальный размер оплаты труда является нижней грани­цей цены труда наименьшей сложности, выполняемой в нормальных для здоровья работника условиях. Целью законодательного установле­ния минимальной оплаты труда является предотвращение возможно­сти монопольного положения работодателей на рынке труда. Официальная минимальная оплата труда обес­печивает соотношения во всей системе заработной платы. Так, сред­няя заработная плата в нормальных экономических условиях превы­шает минимальную в 3,0–3,5 раза.

При регулировании уровня оплаты труда важное значение имеет установление государством продолжительности рабо­чей недели и условий оплаты сверхурочных работ. Продолжительность рабочей недели в развитых странах в настоящее время составляет 35-40 ч.

Важная форма регулирования рынка труда – система социального партнерства, в котором участвуют го­сударство, профсоюзы и союзы работодателей, причем государство выступает как посредник на переговорах между представителями ра­ботников и работодателей. Цель социального партнерства – выработка процедур, по­зволяющих разрешать трудовые конфликты. В ходе трехсторонних пере­говоров участники процесса социального партнерства достигают договоренности относительно размеров оплаты труда и темпов ее увеличения, повышения квалификации работников и их подготовки, мер по поддержанию высокого уровня занятости. Все вопросы взаимоотноше­ний между профсоюзами и союзами предпринимателей относительно основных показателей заработной платы должны регулироваться в гене­ральных, региональных, отраслевых, профессиональных и территори­альных соглашениях, а также в коллективных договорах.

Генеральное соглашение определяет общие принципы социально-трудовых отношений на государственном уровне, в том числе в сфере заработной платы. Это соглашение регулирует индексацию минимальной заработной платы, соотношение темпов роста заработной платы и инфляции, оп­лату труда работников бюджетной сферы, соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в отдельных регионах. В частности, они могут определять основные подходы к определению прожиточного минимума для конкретного региона.

Отраслевые тарифные соглашения определяют размеры оплаты труда в конкретных отраслях экономики. Они предусматривают уста­новление в данной отрасли минимального размера оплаты труда в виде тарифной ставки первого разряда или минимального оклада, а также механизм индексации заработной платы. Эти соглашения заключают­ся между представительными органами работников, работодателей и органами власти.

Профессиональные тарифные соглашения устанавливают разме­ры оплаты труда и льготы для работников конкретных профессий. Они заключаются между профсоюзами, объединениями работодателей и министерствами (ведомствами). Например, такое соглашение ис­пользуется для определения оплаты труда в системе железнодорожно­го транспорта.

Территориальные соглашения регулируют социально-трудовые отношения в городах и районах и заключаются между участ­никами системы социального партнерства данного уровня.

Важнейшим этапом социального партнерства является заключе­ние коллективных договоров в конкретных организациях или на предпри­ятиях. Его сторонами являются работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации. Коллек­тивный договор считается правовым актом. Он призван конкретизи­ровать нормы генерального, отраслевого и профессионального согла­шений. Коллективный договор определяет порядок формирования и размеры оплаты труда в конкретных организациях. В нем обязательно указывается размер минимальной оплаты труда рабочего основной специальности. На его основе осуществляется дифференциация опла­ты труда работников данной организации (предприятия) в зависимо­сти от их квалификации и занимаемых должностей. При этом руково­дствуются Единым тарифно-квалификационным справочником работ и рабочих, а также тарифной сеткой.

В коллективном договоре могут определяться размеры доплат за интенсивность труда, доплат за вредные условия труда, за работу в ве­чернюю и ночную смены. Если в организации используются не только тарифные ставки, но и оклады, то в коллективном договоре указыва­ются профессии, оплачиваемые по окладам, и их размеры.

Формой регулирования рынка труда является государственная по­литика в сфере профессиональной подготовки. Ее главная цель – со­вершенствование структуры предлагаемого труда и обеспечение вос­требованности специалистов. Особое значение имеет профессиональ­ная подготовка молодежи. При осуществлении государственных затрат на образование должны быть правильно спрогнозированы сово­купный спрос на труд и его структура.

В регулировании рынка труда существенное значение имеет орга­низация миграционных процессов, т.е. переезд работника на новое ме­сто жительства, где он может быть обеспечен рабочим местом. В дан­ном случае от органов государственной власти требуется налаживание информационной системы о спросе на труд в конкретных регионах страны.

Для регулирования рынка труда важна активная политика проф­союзов. Во-первых, профсоюзы могут влиять на предложение труда, что достигается продвижением законопроектов о продолжительности рабочего дня или об увеличении срока профессио­нального обучения. Во-вторых, профсою­зы могут влиять на уровень спроса на труд путем введения высо­ких таможенных тарифов на импортные товары.

В результате государственного регулирования рынка труда зара­ботная плата устанавливается, хотя и под воздействием спроса и пред­ложения, но с учетом требований и ограничений, определяемых действующим законодательством.