Понятие ценности

Переход к рынку предполагает резкое возрастание влияния ценно­сти на повседневное поведение и решения, принимаемые отдельными личностями – потребителями и предпринимателями всех уровней. Но чтобы этот процесс шел успешно, важно учитывать специфику Украины, реальное состояние ее хозяйства и сложившиеся представле­ния о ценности.

Проблема ценности благ, необходимых для существования челове­ка, обсуждается экономической наукой сотни лет и достаточно хорошо изучена. Трактовка ценности развивается и меняется вместе с раз­витием экономики и всего общества. Поэтому характеристику ценно­сти лучше всего давать в историческом аспекте. Важно выяснить по­следовательность стадий, которые по внутренней логике должно проходить формирование этого понятия.

Термин «ценность» применительно к экономической науке в настоящее время в Украине употребляется редко. В советской эконо­мической науке речь шла только о «стоимости», использовались фор­мулировки «закон стоимости», «цена есть денежное выражение стои­мости» и т.д. Необходимо заметить, что термин «стоимость» плохо подходит для характеристики процесса ценообразования, для объяснения происхождения цены. В термине «стоимость» отражается затратная сторона процесса производства. Для возникновения же цены очень важен процесс оценивания благ теми людьми, которые в них нуждаются. В процессе этого оценивания и возникает ценность товара (услуги), которая при определенных усло­виях превращается в цену.

В настоящее время в научной терминологии затраты обозначаются термином «расходы производства». Основой же формирования цен лучше считать «ценность», а не «стоимость». Термин «цен­ность» характери­зует оценку данного продукта с точки зрения участников экономиче­ских отношений, именно ценность является базой формирования цен.

Ре­ально в экономической науке под теорией ценности понимается не­противоречивое объяснение поведения покупателей и продавцов и принятие ими решений при совершении сделки купли-продажи. При этом речь идет не столько о том, что чувствуют продавец и покупатель в момент совершения сделки, но и о всех предшествующих действиях и решениях субъектов сделки: организации производства, реализации, формировании и распределении доходов и т.п. Все эти связанные с куплей-продажей товара обстоятельства рассматриваются не сами по себе, а с точки зрения воздействия на ценность товара, речь идет об оценке факторов производства, распределении доходов, мере удовле­творения потребности в товаре и т.д. Важно отметить, что хотя теория ценности возникает на основе обобщенного рассмотрения внешне простых и всем хорошо знакомых событий, ее проблемы достаточно сложны, в ней существуют разные точки зрения, идут длительные дис­куссии. Ценность благ начала появ­ляться в глубине веков (а может быть, и тысячелетий), но только за по­следние триста лет удалось разобраться в том, что люди понимают под ценностью, что такое деньги, какую роль играет система ценностных отношений в развитии производства и общества.

После политического и экономического краха социализма и созда­ния новой Украины возникла возможность ознакомления с мировой экономической наукой и освоения ее положений; это относится и к теории стоимости, т.е. к теории ценности.