Ценообразование в торговле и массовом (общественном) питании
Ценами услуг посреднической и торговой организации по эконоЯ мической природе является посредническая и торговая надбавки.
Как любая цена, посредническое ценовое вознаграждение содержит затраты посредников и прибыль.
Издержки обращения формируются согласно методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включенных" в издержки производства и обращения, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.
Ценовое вознаграждение посредников может рассчитываться в форме надбавки и скидки.
Конкретные размеры торговых надбавок устанавливаются самими предприятиями, но не выше предельных, если на такие товары утверждены предельные торговые надбавки.
Торговые скидки и надбавки являются источником получения валового дохода в торговле.
Сумма товаров, проданных по розничным ценам, составляет розничный товарооборот предприятия, а прибыль торговли равна валовому доходу за минусом издержек обращения.
В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, так как исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар, и ценой, по которой его продает.
Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» проявляется, если они приводятся в процентном выражении.
Стопроцентная база для исчисления надбавки — это цена, по которой посредник приобретает товар.
Стопроцентная база для исчисления скидки -- цена, по которой посредник реализует этот товар.
Посреднические скидки и надбавки нужно отличать от ценовых скидок и надбавок.
Первые являются вознаграждением за посреднические услуги, поэтому их наличие всегда связано не с одной, а с несколькими ценовыми стадиям. Их число прямо пропорционально числу посредников.
Ценовые скидки и надбавки являются инструментами стимулирования сбыта. Они используются по отношению к одному ценовому уровню и связаны с одной ценовой стадией.
Прибыль посредника определяется использованием процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения -- это собственные затраты посредника (плата за аренду, оплата труда, упаковка, хранение).
Расходы, связанные с закупкой товара, в издержки обращения не входят.
Цена общественного питания — разновидность розничной цены, так как продукция общественного питания реализуется населению.
Продукция общественного питания подразделяется на собственную продукцию и покупные товары.
Собственная продукция подвергается кулинарной обработке (холодные закуски, блюда, напитки, изделия, полуфабрикаты). Покупные товары — это товары, полученные от других поставщиков и реализуемые на предприятии общественного питания без кулинарной обработки (табачные изделия, мороженое, напитки и др.).
Цена общественного питания состоит из розничной или оптовой (отпускной) цены продукта и наценки общественного питания.
Размеры наценок устанавливаются с учетом возмещения издержек производства, обращения и потребления, прибыли, обеспечивающей рентабельную работу организации.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут регулировать торговые надбавки, наценки на готовую продукцию, покупные товары, реализуемые предприятием общественного питания при общеобразовательных школах, ПТУ, среднеспециальных и высших учебных заведениях.
Существует предельный размер наценок на сырье, используемое для приготовления продукции собственного производства, на которое установлены законодательством предельные торговые надбавки: размер наценок к розничной цене составляет 35%, на остальные продукты для дальнейшей переработки — 50% к цене закупки, наценка на| покупные товары — 30%. Хлеб и хлебобулочные изделия промышленного производства реализуются по розничным ценам без применения наценки общественного питания.
Если готовая продукция не облагается НДС, то стоимость сырья и продуктов при расчете продажной цены учитывается в ценах с НДС. ^
Для определения продажной цены составляется калькуляционная карточка на 100 или 1 блюдо, где указана норма расхода сырья по всем позициям, цена с единой наценкой и количество сырья.
Размер наценок зависит от категории предприятия, места и времени реализации собственной .продукции и покупных товаров.
По размеру наценок предприятия общественного питания делятся на категории по ГОСТ Р 50762-95.
Самый высокий размер наценок на предприятии категории «ресторан», самые низкие — в столовых и закусочных.
Предприятия общественного питания должны отпускать обеденную продукцию в дневное время с наценкой в пониженных размерах.
Размер наценок может быть от 10 до 500%.
Сумма полученных наценок от реализации продукции обществен-; ного питания составляет валовой доход общественного питания.