Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены
Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены
До настоящего времени не существует единого, сколько-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения:
Ø По признаку первопричины существования цены можно выделить три подхода к теории цены:
ü цена как производственное отношение (возникает в производстве и им определяется);
ü цена - обменное отношение (формируется рынком);
ü цена - в равной степени производственное и обменное отношение.
Ø По признаку уровня цены как предмета теории цены разделяют
ü теорию абсолютного уровня цены (монетаристская концепция - уровень цен определяется исключительно массой денег в обращении; кейнсианская концепция - исключительно соотношением спроса и предложения)
ü теорию относительного уровня товарных цен (соотношения цен), которая получила статус центральной проблемы теории цены и связана, в первую очередь, с определением факторов, влияющих на цены.
Ø По признаку абстрактности (степени практического применения) выделяются:
ü политэкономическая или микроэкономическая теория цены, т.е. создание моделей равновесного соотношения (структуры) цен на основе тех или иных посылок (например, взаимодействия спроса и предложения в условиях свободной конкуренции);
ü рыночно-структурная теория цены (маржинализм, неоклассическая теория цены);
ü прикладная часть теории цены (маркетинг цен).
Ø По признаку первичности цены или стоимости (ценности). По мнению большинства экономистов, цена - это денежное выражение стоимости. Маржиналисты же считали, что первична не стоимость, а цена.