Тема 11. Ценообразование в системе страхования.
Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, сфера денежного обращения, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее. Объективная основа осуществления и развития страхового рынка заключена в необходимости оказания денежной пострадавшим в случае непредвиденных, неблагоприятных обстоятельств. Иначе говоря, страховой рынок - это форма организации денежного обращения по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества.
Структура страхового рынка может быть представлена в институциональном и территориальном аспектах. В первом случае страховой рынок представлен совокупностью страховых организаций, которые принимают участие в оказании соответствующих услуг. Первичным звеном такого рынка выступают страховые компании, представляющие собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживания. Во втором случае страховой рынок может быть охарактеризован как международный страховой рынок, на котором представлены страховые компании разных стран, национальный государственный, региональный (местный) страховой рынок, охватывающий отдельный город, регион, область.
Основными участниками страхового рынка являются продавцы в виде страховых компаний, страховщиков, реализующих страховой продукт (страховую защиту) и покупатели в виде физических и юридических лиц, страхователей, приобретающих страховой продукт, и посредников в виде маклеров и страховых агентов.
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, - страховая услуга имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительной стоимостью является обеспечение страховой защиты. Стоимость страховой услуги - это затраты труда, которые находят денежное выражение в цене страховой услуги (страховой тариф).
Страховым тарифом, или тарифной ставкой, является либо денежная плата со 100 руб. страховой суммы в год, либо процентная ставка от совокупной страховой суммы на определенную дату. С помощью тарифных ставок исчисляются страховые взносы, уплачиваемые страхователями. Страховой взнос (платеж, премия) представляет собой произведение страхового тарифа на число сотен страховой суммы, либо процентной тарифной ставки на совокупную страховую сумму, деленное на сто.
Основная задача, которая ставится при построении страховых тарифов, связана с определением вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достаточно достоверно отражает вероятный ущерб, то обеспечивается необходимая раскладка ущерба между страхователями.
Травные ставки тесно связаны с объемом страховой ответственности. Установление, расширение и ограничение объема страховой ответственности находят свое отражение в тарифных ставках. Проводя страхование, страховщик стремиться решить двоякую задачу: при минимальных тарифах, доступных для широкого круга страхователей, обеспечить достаточно значительный объем страховой ответственности. С помощью доступных тарифных ставок достигается наименьшее изъятие части доходов страхователей в виде страховых платежей в целях оказания им необходимой помощи из страхового фонда.
Если тарифные ставки рассчитаны правильно, то обеспечивается необходимая финансовая устойчивость страховых операций, т.е. устойчивое сбалансирование доходов и расходов страховщика, либо превышение доходов над расходами. Завышение тарифной ставки приводит к перераспределению через страховой фонд излишних средств, занижение, наоборот, к образованию дефицита финансовых ресурсов в страховом фонде и к не выполнению страховщиком своих обязательств перед страхователями.
Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-ставкой. Она состоит из нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке. Нетто-ставка предназначена для формирования страхового фонда в его основной части, которая используется для выплаты страхового возмещения. Нагрузка необходима для покрытия затрат на проведения страхования. Нагрузка составляет меньшую часть брутто-ставки (9 - 40%).
Нетто-ставка, как вероятность нанесения страхователям определенного ущерба, отражает каждый вид страховой ответственности, которую взял на себя страховщик. Если условия страхования данной группы имущества или иных рисков содержат несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок.
Нагрузка к нетто-ставке включает, как правило, следующие накладные расходы страховщика: оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации, что составляет основу всех накладных расходов; затраты на заготовку бланкового материала, пропаганду и рекламу страхового дела; административно-хозяйственные расходы, отчисления в резервные фонды. В нагрузку может включаться также определенный норматив на формирование плановой прибыли от страховой деятельности.
Поскольку при страховании происходит замкнутая раскладка ущерба между страхователями, при построении нетто-ставки принято исходить из равенства:
П = В,
где: П - страховые платежи, соответствующие нетто-ставкам;
В - страховое возмещение.
При указанном равенстве, рассчитав его правую часть, получают искомую величину страховых платежей.
Если условно представить себе, что от каждого происшедшего страхового случая гибнет один застрахованный объект, то вероятность ущерба, лежащая в основе нетто-ставки, зависит прежде всего от вероятности наступления страховых случаев. Зная вероятное число страховых случаев за тарифный период, можно определить степень вероятности наступления этих случаев. Она представляет собой отношение количества страховых случаев к числу застрахованных объектов. В денежном выражении числитель указанного отношения равен сумме страхового возмещения ( f ), а знаменатель - максимально возможному страховому возмещению, равному совокупной страховой сумме всех застрахованных объектов ( b ). Данное отношение ( f / b ) есть показатель убыточности страховой суммы. Поскольку числитель этого показателя меньше знаменателя, его значение всегда меньше единицы.
Показатель убыточности страховой суммы математически выражает вероятность ущерба в виде той доли совокупной страховой суммы, которая выбывает из страхового портфеля ежегодно или за тарифный период в связи с наступлением страховых случаев и возмещением ущерба. Эта доля (с каждых 100 руб. страховой суммы или как определенная процентная ставка) составляет основу для построения нетто-ставки.
Убыточность страховой суммы, как отношение денежных показателей, является величиной синтетической, которая зависит от действия различных факторов. Их можно свести к следующим показателям, которые принято в страховой статистике обозначать буквами латинского алфавита:
a - число застрахованных объектов;
b - страховая сумма застрахованных объектов;
c - число страховых случаев;
d - число пострадавших объектов;
f - сумма страхового возмещения;
q - показатель убыточности страховой суммы.
С помощью указанных обозначений можно вывести три показателя, влияющих на убыточность страховой суммы, которые называют элементами убыточности:
1. c / a - частота страховых случаев. Выражает коэффициент (процент) горимости строений, падежа скота, аварийности средств транспорта и т.д.
2. d / c - опустошительность одного страхового случая. Показывает среднее число объектов, пострадавших от одного страхового случая.
3. f * b / d * a - отношение рисков: отношение среднего страхового возмещения по одному пострадавшему объекту к средней страховой сумме одного застрахованного объекта. При частичном повреждении объектов оно свидетельствует о средней степени повреждения одного объекта, при полном уничтожении - о гибели в среднем более крупных или менее крупных рисков по сравнению с их средней страховой оценкой по всему страховому портфелю.
Произведение указанных трех элементов убыточности дает синтетический показатель убыточности страховой суммы:
Анализируя ежегодные отчетные данные о показателях убыточности и ее элементов, страховщик имеет возможность выявлять положительные и негативные факторы, оказывающие влияние на эти показатели, и принимать необходимые меры к их удержанию на тарифном уровне.
Методика расчета нетто-ставки по каждому виду или однородным объектам страхования сводится к определению среднего показателя убыточности страховой суммы за тарифный период, т.е. за 5 или 10 лет, с поправкой на величину рисковой надбавки. Для этого прежде всего строится динамический ряд показателей убыточности страховой суммы и оценивается его устойчивость, в зависимости от чего решается вопрос о размере рисковой надбавки. Рассмотрим указанную методику на примере.
В среднем по области (краю, республике) сложились следующие показатели убыточности страховой суммы по добровольному страхованию имущества ( в коп. со 100 руб. страховой суммы табл. 5).
Средняя за 5 лет величина убыточности страховой суммы составит:
q = 17+16+16+15+15 = 15,8
Оценка устойчивости данного динамического ряда производится с помощью известных из теории статистики коэффициента вариации и медианы.
Таблица 7.
Убыточность страховой суммы
Показатель | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год |
Убыточность страховой суммы (q) |
Для определения коэффициента вариации как отношение среднего квадратического отклонения от средней величины к средней величине произведем расчеты величины среднего квадратического отклонения по данным приведенного динамического ряда. Для тарифных расчетов применяется следующая формула среднего квадратического отклонения:
L =
Сумма средних квадратических отклонений определяется с помощью расчетной таблицы:
Год | Линейные отклонения | Квадраты линейных отклонений |
1-й | 17 - 15,8 = + 1,2 | 1,44 |
2-й | 16 - 15,8 = + 0,2 | 0,04 |
3-й | 16 - 15,8 = + 0,2 | 0,04 |
4-й | 15 - 15,8 = - 0,8 | 0,64 |
5-й | 15 - 15,8 = - 0,8 | 0,64 |
Сумма линейных отклонений = 0 | Сумма квадратических отклонений = 2,80 |
L = = 0,85
Коэффициент вариации при исчисленном значении среднего квадратического отклонения составит:
V = 0,85 / 15,8 = 0,054 или 5,4%
Вариация в указанной степени незначительна и свидетельствует об устойчивости нашего динамического ряда.
Если расположить приведенный ряд в ранжированном порядке: 15, 15, 16, 16, 17, то медианой, т.е. серединным значением ранжированного ряда, будет величина 16. В тех случаях, когда медиане близка к средней величине, ряд оценивается как устойчивый. В нашем примере медиана достаточно близка к среднему значению ряда - 15,8.
Если динамический ряд показателей убыточности можно рассматривать как устойчивый, то в качестве рисковой надбавки применяется однократное среднее квадратическое отклонение от средней величины убыточности, которое в теории статистики оценивается как наиболее типичное отклонение. При неустойчивости ряда возможно применение двукратной рисковой надбавки либо увеличение тарифного периода до 10 лет. Использование для рисковой надбавки величины среднего квадратического отклонения связано с установленной теорией статистики закономерности, согласно которой при q + L вероятность того, что в будущем фактические показатели убыточности окажутся меньше размера нетто-ставки, составляет 68% . При q + 2L та же вероятность равна 95%. В нашем примере размер нетто-ставки будет составлять: 15,8 + 0,85 = 16,7 коп. или 17 коп.
Методика расчета нагрузки к нетто-ставке основана на определении фактических затрат на содержание страховых органов, приходящихся на тот или иной вид страхования, как правило, за последние один-два года, поскольку удельный вес нагрузки в брутто-ставке имеет тенденцию к снижению. Фактические затраты на проведение соответствующего вида страхования рассчитываются по данным действующей бухгалтерской отчетности, затем определяется их удельный вес (в %) в сумме поступивших за этот же период страховых платежей.
Для расчета нагрузки применяется формула:
B - N,
где: В - брутто-ставка; N - нетто-ставка.
В свою очередь, брутто-ставку можно рассчитать по формуле:
,
где: Н (%)- удельный вес нагрузки в брутто-ставке, определенный на основе расчета фактических накладных расходов страховщика за последние 1-2 года.
Например, если Н(%) равен 20%, N = 17 коп., то
В = 17*100 / 100 - 20 = 21,3 коп. или 22 коп.
Отсюда нагрузка равна: 22 -17 = 5 коп.
Показатели убыточности страховой суммы как основа для построения нетто-ставок существенно различаются по территориям (областям, краям, республикам), видам и формам страхования, группам однородных объектов страхования в зависимости от степени риска их гибели или повреждения. Поэтому в целях приведения в соответствие страховых тарифов с уровнем убыточности страховой суммы применяется соответствующая дифференциация тарифных ставок.
По страхованию имущества сельскохозяйственных предприятий тарифные ставки дифференцируются по территориям, группам сельхозкультур, видам животных, по группам основных и оборотных фондов.
По добровольному страхованию различных объектов дифференциация тарифных ставок построена по территориям, видам страхования, однородным объектам страхования. Территориальная дифференциация учитывает различия в уровне убыточности страховой суммы на селе и в городах, что связано в основном с более высокими показателями горимости строений на селе. По страхованию животных дифференциация тарифов учитывает различия в показателях убыточности по видам животных (крупный рогатый скот, овцам, козам, свиньям, лошадям и т.д.), их возрастным группам.
Для удобства проведения страхования применяется также дифференциация тарифов по категориям страхователей. Например, по страхованию имущества кооперативных и общественных организаций установлены тарифные ставки по видам кооперации, общественным и другим организациям.
По страхованию средств транспорта, принадлежащих гражданам, дифференциация тарифных ставок отражает различия степени риска отдельных видов транспорта: автомобилей, мотоциклов, мопедов, моторных лодок и т.д. Здесь применяется также дифференциация, стимулирующая страхование средств транспорта в полной стоимости.
Дифференциация страховых тарифов является действенным инструментом раскладки ущерба, отражающим оптимальное участие каждого страхователя в формировании страхового фонда.
Тема 12. Государственное регулирование цен и контроль за их применением.
В смешанной экономике государства не может устраниться от регулирования экономической жизни, которое предполагает установление самых общих правил поведения участников рынка, чаще всего в виде « мягких» ограничений, касающихся вида товаров, объема продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в странах с развитой рыночной экономикой носит преимущественно косвенный характер.
Как показывает анализ зарубежного опыта, вмешиваясь в процессы формирования цен, государственные органы управления осуществляют разработку ценовой политики и механизма воздействия на цены, определяют объекты регулирования цен.
Основными видами государственной ценовой политики являются:
* политика высоких цен, применяемых для стимулирования предпринимательской активности;
* политика замораживания или блокирования цен, используемая для борьбы с инфляцией;
* политика низких цен, применяемая как средство повышения уровня жизни населения;
* политика либерализации цен, используемая для оживления рыночных механизмов;
* политика твердых (стабильных) цен, применяема для регулирования товарно-денежных отношений.
Политика высоких цен успешно используется в ряде стран. Так в Швеции относительно высокие цены устанавливаются на продовольственные товары.
Характерным примером применения политики блокировки цен является замораживание в 1975 году во Франции цен на все товары после того, как в 1973 году было объявлено о либерализации цен на промышленную продукцию.
Политика низких цен на протяжении нескольких десятилетий являлась частью экономической политики ряда стран Восточной Европы. А политика либерализации цен, создающая условия для саморегулирования экономики, снискала себе популярность в большинстве стран мира.
Политика твердых государственных цен в отношении основных товаров проводится в Венгрии, Китае и других странах. Основным недостатком этой политики считается таящаяся в твердых ценах опасность для производства и обращения товаров связанная с возможностью продолжительной консервации этих цен на одном уровне вне зависимости от меняющихся экономических условий.
С этой точки зрения политика плавающих цен является более предпочтительной. Она придает ценам подвижность и эластичность. Такая политика не только сохраняет право государства на контроль за ценами, но и представляет самостоятельным товаропроизводителям возможность в определенной степени самим устанавливать цены, изменять их в допустимых пределах в ту или иную сторону.
Для плавающих цен обычно устанавливаются:
* минимальный предел;
* максимальный предел;
* минимальный и максимальный пределы одновременно;
* среднее (нормативное) значение цен и размеры отклонения от этого значения в связи с выполнением дополнительных условий.
Нижние пределы цен устанавливаются обычно на сельскохозяйственную продукцию и выступают в виде «защитных» или «гарантированных» цен. Опыт установления подобных цен имеется в США, Венгрии и других странах.
Максимальный предел цен и тарифов используется при установлении уровня транспортных тарифов не только на государственных, но и частных предприятиях.
Примером установления верхнего и нижнего пределов цен и тарифов одновременно, а также их «центра» с допустимыми отклонениями может служить опыт Венгрии. Рост цен в сторону повышения от установленного «центра» допускается здесь в пределах, как правило, от 4 до12%.
Кроме политики цен, органы государственного управления используют право на разработку общей тактики. Под общей тактикой понимается набор средств и методов, обеспечивающих реализацию общей стратегии.
Большинство стран с рыночной экономикой в качестве общей тактики используют правила ценообразования. Эти правила оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен самостоятельными товаропроизводителями. К актам такого рода можно отнести американское антимонопольное законодательство, запрещающее сговор о ценах и ценовую дискриминацию. Во Франции действуют постановления о ценовой конкуренции, согласно которым не допускается деятельность никаких объединений, способных деформировать ценовую конкуренцию. В Венгрии получило распространение установление правил калькулирования затрат, формирования прибыли и цен. При этом обязательные правила формирования цен время от времени меняются. Наиболее существенные изменения они претерпели в 1980 году, когда за обязательную основу калькуляции внутренних цен на преобладающую часть продукции промышленных предприятий этой страны были приняты фактические цены внешних рынков, выраженные в свободно конвертируемой валюте.
Методологический аспект общей тактики ценообразования состоит в выработке государственными органами форм и методов установления цен.
Формы и методы регулирования цен весьма разнообразны и применяются в различных сочетаниях. Систему ценового регулирования можно представить тремя сферами:
наблюдение за ценами.
Главная цель - выявление роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
Во многих странах созданы межминистерские советы по ценам с наблюдательно-совещательными функциями.
при правительствах всех стран существуют экспертные комитеты и другие подобные органы.
прямое государственное управление.
При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен.
Цель этих методов состоит в том, что бы ограничить ценовую конкуренцию, стабилизировать или сдерживать производство различных товаров. с этой целью используются следующие методы государственного воздействия:
* замораживание цен и заработной платы;
* фиксация цен на потребительские товары;
* установление верхнего и нижнего предела цен;
* правило предельной торговой наценки;
* установление гарантированных цен;
* применение залоговых цен;
* применение целевых цен;
* государственные субсидии и дотации;
* контроль над ценами на товары, входящих в потребительскую корзину;
* изменение налоговых ставок;
* регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, ограничение нормы прибыли и другие.
Замораживание цен при фиксированном уровне зарплаты является, в первую очередь, инструментом антиинфляционной политики. Оно получило распространение в условиях быстрого инфляционного роста в Дании, Бельгии, Франции, Нидерландах.
Социальную окраску имеет и фиксация цен на потребительские товары, применявшаяся в ряде западноевропейских странах в 60-х годах. Цель регламентирования такого рода - смягчить недовольство населения ростом цен на товары первой необходимости.
Ведение нижнего предела цен связано с периодами острых кризисов перепроизводства, сопровождающихся резким падением цен. Данная мера, снижая возможности ценовой конкуренции, гарантирует производителю известный уровень дохода, который позволяет предупредить банкротство, а затем расширить производственный спрос.
К установлению в административном порядке верхнего предела цен государство прибегает фактически только в случае остророго дефицита данного товара на рынке. Такая ситуация была характерна для многих развитых стран в первые послевоенные годы.
Правительственный контроль над ценами в форме их замораживания, фиксации или установления пределов их повышения - это типичное средство административно-хозяйственного управления. На сегодняшний день применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте неэффективным. используется чаще всего в исключительных случаях, в условиях обострения социальной напряженности.
Правило предельной торговой наценки заключается в том, что в случае повышения цены в промышленности, вызванного ростом издержек производства, торговому предпринимателю не разрешается увеличивать торговую наценку.
Еще одно направление государственной политики цен - установление гарантированных цен сбыта сельскохозяйственной продукции. С помощью гарантированных цен государство может влиять на структуру аграрного производства. Повышение гарантированных цен на одну продукцию и снижение на другую ведет, как правило, к соответствующим изменениям в производстве сельскохозяйственных товаров. Кроме того, гарантирование закупочных цен на сельхозпродукты связано с социальной политикой в отношении крестьянства.
Вместе с тем государственное регулирование аграрных цен может иметь и другие цели, например, ускорение процессов концентрации производства и капитала в отдельных отраслях сельского хозяйства. Для этого производится постепенное снижение уровня гарантированных цен на некоторые виды сельхозтоваров, что лишает мелких производителей возможности нормально вести хозяйство.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой сельское хозяйство пользуется серьезной ценовой поддержкой со стороны правительственных и местных органов власти. Так, в США на пшеницу, рис, кормовое зерно, хлопок, табак существуют залоговые цены, обеспечивающие фермерам минимальный доход. При неблагоприятной конъюнктуре фермер может сдать свою продукцию в залог по этим ценам. Если в дальнейшем конъюнктура улучшится, он может получить залоговую продукцию обратно и продать по благоприятным рыночным ценам.
Не менее важную роль играет целевая цена, которая носит расчетный характер и определяет нижний уровень дохода типового фермерского хозяйства. Если реальные рыночные цены спускаются ниже целевой, фермерам выплачивается компенсационная ценовая надбавка.
Прямое государственное воздействие оказывают субсидии и дотации, снижающие издержки индивидуальных производителей в рамках пол-отрасли, отрасли или региона. Установление дотаций производителям при отсутствии экономической заинтересованности в снижении издержек является малоэффективным. Это необходимо учитывать как правительству, так и местным органам по контролю за ценообразованием.
Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах. Одной из таких форм является контроль на потребительские товары, входящие в потребительскую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.
Как показывает опыт, блокирование цен оправдано только на ограниченный срок, позволяющий применять определенные меры другого характера. Так, например, блокирование цен на нефть во время энергетического кризиса позволило разработать мероприятия по снижению расхода энергоносителей.
Одним из самых эффективных инструментов прямого государственного управления внутренними ценами являются количественные и качественные ограничения импорта, а также таможенные пошлины. Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также прямое воздействие на цену импортируемого товара посредством таможенного сбора ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен на импортируемые товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественного производства. Положительные результаты регулирования внутренних йен возможны только в условиях соответствующего регулирования валютных и внешнеэкономических отношений. Например в Норвегии основой для установления внутренних цен являются мировые цены.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Производители включают его в цену товара или услуги и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на динами цен.
Аналогичным способом происходит и установление цен на «акцизные товары». Однако следует заметить, что применение тех или иных налоговых ставок может оказать неоднозначное влияние на уровень цен. Увеличение налоговых ставок в рыночной экономике ведет к росту цен, так как предприниматель стремиться сохранить среднюю норму прибыли. В условиях преимущественно монопольного рынка повышение или снижение налоговых ставок без включения других регуляторов, например, ограничения роста заработной платы, может привести к желанию увеличить цену, чтобы использовать выгодную ситуацию и получить максимальную прибыль.
3. косвенное государственное управление.
К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, диктуя сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды. К ним относятся:
* заключение ценовых соглашений хозяйствующими субъектами под контролем государства или местных органов;
* применение скользящих цен;
* завышение издержек производства;
* декларирование цен;
* антитрестовское и антимонопольное законодательство;
* акты о ценовой дискриминации.
Заключение ценовых соглашений между хозяйствующими субъектами - известный в мировой практике способ борьбы с инфляцией в рамках жесткой финансовой и кредитно-денежной политики. В целях защиты общественных интересов такие соглашения должны заключаться под контролем федеральных и региональных органов власти и управления.
Такие ценовые соглашения наиболее эффективны, если заключаются между взаимосвязанными и взаимозависимыми отраслями, производствами и предпринимателями по всей технологической цепочке: горнорудная промышленность - производство чугуна - производство стали - производство проката. Повышение цен в одном из звеньев технологической цепочки автоматически ведет к их росту на всех стадиях передела продукции и бумерангом возвращается к инициатору взвинчивания цен. Отсюда - всеобщая заинтересованность.
Участники соглашения в договоре должны оговорить ряд условий: в их числе предельный уровень, либо предельный уровень повышения цен, учитывающий коэффициент инфляции; срок договора; ответственность сторон за несоблюдение договора. Но в рамках такого ценового соглашения может возникнуть ценовой сговор, ущемляющий интересы конечных потребителей, поэтому здесь необходим контроль государства. необходимо получение заключения антимонопольного комитета России об отсутствии ценового сговора с целью извлечения монопольной сверхприбыли или ограничения конкуренции.
Суть метода «справедливой» или разрешительной цены с учетом мировой практики состоит в том, что предприятие - монополист обязано декларировать планируемое повышение цен в органы ценообразования, представлять им необходимые материалы: калькуляцию издержек, сведения о рентабельности производства, просьбу о разрешении на повышение цены.
Органы ценообразования совместно с представителями органов власти и управления в составе образованных или совместных комиссий, а также основными потребителями продукции предприятия-монополиста анализируют, с одной стороны, представленные материалы, с другой стороны, аргументацию потребителя продукции и должны в каждом конкретном случае принять сбалансированное решение по уровню цен, которое обеспечило бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя продукции.
«Справедливые» или разрешительные цены утверждаются обычно федеральными или региональными службами (комиссиями) как форма добровольно-принудительного ценового соглашения между потребителями и производителями. Такие цены обычно применяются:
на локальном уровне для социально значимой продукции предприятий-монополистов, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье;
на народнохозяйственном уровне для определения видов стратегической продукции (продукция ВПК, уникальная продукция, определяющая НТП).
Следует выделить особенности регулирования цен на продукцию предприятий государственного сектора. В ряде стран функционируют отрасли-монополисты (газовая, электроэнергетическая, транспорт), которые управляются государством, и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции.
В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности, в том числе объем инвестиций, оплату труда. Во втором - оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей. Примером здесь могут служить, в частности, цены на минеральное сырье, добываемое в государственных предприятиях, железнодорожные и почтово-телеграфные тарифы. Эти искусственно сдерживаемые цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности.
Скользящие цены. При продаже сложного оборудования производственного назначения (прокатных станов, турбогенераторов, судов) иногда применяют скользящие цены. В этом случае цена, по которой покупатель рассчитывается с продавцом определяется с учетом изменений в издержках производства, происходящих за период изготовления оборудования.
Скользящие цены не только перекладывают с поставщика на заказчика дополнительные расходы, связанные с возможным повышением цен на материалы и ставок заработной платы за время изготовления оборудования, но и создают также дополнительные резервы роста прибыли машиностроительным фирмам.
Завышение издержек производства. Здесь практически имеется в виду санкционированное правительственными или местными органами завышение издержек производства (в себестоимость включаются завышенные амортизационные отчисления и отчисления в другие фонды). Расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных льгот настолько высоки, что повышение цены становится непредотвратимым. Поскольку предоставляемые правительством льготы распространяются на всю определенную отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием росту цен.
Декларирование цен предусматривает гласность цен, обязательную публикацию прейскурантов цен, а также ежегодные отчеты предпринимателей о политике цен.
Антитрестовское и антимонопольное законодательство. Чуть ли неединственный сектор экономики, где прямой контроль цен осуществляется как инструмент антимонопольной политики. Результаты такой политики не обнадеживающе. Для тех, кто регулирует цены чрезвычайно трудно установить «правильную» цену для таких товаров, как электроэнергия: если цены будут слишком низкие, энергетические компании потеряют интерес к обновлению оборудования и наращиванию новых мощностей. В результате поставка потребителю энергии в необходимых объемах ставится под угрозу. Если же цены будут завышены, возникает стремление вкладывать деньги в чрезвычайно дорогостоящие проекты, например, в АЭС или гигантские плотины для ГЭС, экономическая выгода которых весьма сомнительна.
В связи с тем, что регулирование цен в качестве антимонопольной политики приводит к разнородным результатам, были попытки заменить там, где это возможно, регулирующий контроль цен рыночной конкуренцией. Некоторые отрасли, которые обычно трактуются как естественные монополии и поэтому были ареной регулирования цен, с 1979 года начали освобождаться от такого контроля. Он прекращен в области автомобильных перевозок, авиационных пассажирских и грузовых; во многих сферах железнодорожных перевозок; также система телефонного обслуживания на дальние расстояния стала сферой конкурентного ценообразования.
Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам, государственные органы ряда стран берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение. Так, в Японии государством устанавливается цена на рис. В странах Восточной Европы на ряд товаров по-прежнему определяются и утверждаются государственными органами управления.
Как же осуществляется государственное регулирование цен в развитых странах . Приведем несколько примеров .
В Европейском сообществе ( ЕС ) существует наднациональное регулирование цен в сельском хозяйстве и черной металлургии ( охватывает до 15% цен ) . Решение по ценам в сельском хозяйстве принимает Совет Министров ЕС , который устанавливает обязательные для всех стран ЕС минимальные и максимальные фермерские цены , а в черной металлургии - Европейская организация угля и стали ( ЕОУС ) , определяющая базисные цены на продукцию черной металлургии .
В США регулируется от 5 до 10% цен , в основном сельскохозяйственных . Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров , следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и товарами , приобретаемые фермерами .
В Японии вопросами ценообразования занимается правительственный орган - Бюро по ценам , которое составляет макроэкономические прогнозы динамики цен , разрабатывает предложения по политике цен в стране , дает заключения на предложения отраслевых министерств по минимальным уровням цен . Регулируются в основном тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетической отрасли .
В Швейцарии существует Федеральное ведомство по контролю за ценами . Цены регулируются в отраслях , финансируемых государствам , прежде всего в сельскохозяйственном производстве , на транспорте , в образовании и здравоохранении .
В некоторых странах приняты специальные законодательные акты по ценам . В США и Канаде это - антимонопольный закон , затрагивающий вопросы конкуренции и регулирования цен . В Австрии - закон о ценах , Дании - закон о ценах и прибыли и закон о конкуренции , Норвегии - закон о контроле за ценами , прибылью и ограничением конкуренции .
Таблица 8.
Государственное регулирование и контроль
за ценами за рубежом
Страна | Орган, осуществляющий регулирование и контроль цен | Наименование и процент регулируемых цен |
Франция | Департамент по конкуренции Министерства экономики, финансов и бюджета | Регулируется около 20% цен (некоторые виды сельхозпродукции, газ, электроэнергия, транспортные услуги) |
Италия | Межминистерский комитет по дисциплине и координации цен | Регулируются цены на энергоносители, нефтепродукты, алюминий, стекло, цемент, минеральные удобрения, лекарственные препараты, некоторые продовольственные товары (хлеб, масло, молоко, соль, сахар), отдельные виды услуг (плата за воду, телефон, телевидение, транспорт) |
Австрия | Подкомитет по ценам Паритетной комиссии при Министерстве экономики | Регулируется 10% цен (лом, отходы черных металлов, лекарственные препараты, электроэнергия, газ и теплоснабжение) |
Дания | Совет по вопросам конкуренции | Регулируется около 6% цен (некоторые виды сельхозпродукции, потребительских товаров и услуг, спиртных напитков) |
Греция | Межминистерский комитет по ценам и доходам | Регулируется около 20% цен (пшеница, табак, изюм, основные продукты питания, напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь, почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, сельхозпродукция, автомобили и запчасти к ним, бензин, мазут, дизельное топливо, сжиженный газ, услуги такси) |
Испания | Высший Совет по ценам при Министерстве экономики и финансов | Регулируется около 10% цен (товары первой необходимости, товары и услуги, производство которых монополизировано) |
США | Министерство сельского хозяйства Министерство труда | Регулируется около 10% цен (пшеница, кукуруза, рис, кормовое зерно, хлопок, сливочное масло, сыр, молочный порошок и др. товары) |
Япония | Бюро цен Управления экономического планирования Минтранс | Регулируются 19% цен на продукты питания (рис, пшеница, мясо, молочные продукты, сахар) тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание, продукцию угольной промышленности, общественный транспорт. |
Венгрия | Комитет антимонопольного регулирования | Централизованное регулирование цен составляет около 10% розничного товарооборота (хлеб, молоко, медикаменты, транспорт, электроснабжение, коммунальные услуги) |
Болгария | Национальная комиссия по ценам при Совете Министров | Регулируемые цены сохранены на некоторые сорта хлеба и мяса; молоко, брынзу; действуют фиксированные цены на электроэнергию и твердые виды топлива. |
Польша | Департамент финансовой политики и анализа и Департамент народного хозяйства при Министерстве финансов | Регулируется около 10% цен (некоторые виды сельхозпродукции, алкогольные напитки, лекарственные препараты, тарифы на электроэнергию, жидкое топливо, уголь, газ для населения, отопление, горячую воду, тарифы на общественный транспорт) |
Китай | Государственное управление цен, управление цен на местах | Твердые (государственные) и регулируемые цены составляют 23-25% по закупкам сельхозпродукции, 25-30% по товарам, реализуемым в розничной торговле. Твердые цены устанавливаются на 95% продукции топливно-энергетического комплекса, 72% металлов и металлоизделий, 52% стройматериалов, 51% химической продукции, 40% машин и оборудования. |
Румыния | Департамент прогнозирования и либерализации цен при Министерстве финансов | Регулируются около 10% цен (хлеб, молоко, растительное и животное масло, квартплата, электроэнергия, бытовое топливо и др.) |
Проблемы ценового регулирования в России возникли в связи с началом экономической реформы, составной частью которой стала реформа ценообразования. Основные черты этой реформы были определены постановлением «Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма». В Постановлении были сформулированы основные требования к новой системе ценообразования, а именно:
* последовательное отражение в ценах общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции; ее потребительских свойств, качества и платежеспособного спроса; более полного учета платы за ресурсы и охрану окружающей среды;
* обеспечение единства в ценах натурально-вещественных и стоимостных пропорций;
* создание с помощью цен условий для самофинансирования предприятий;
* преодоление тенденций к росту цен на основе развития конкуренции;
* повышение роли потребителя в установлении цен.
В Постановлении предусматривалось перейти к качественно новой системе цени тарифов, включающей:
централизованно устанавливаемые цены и тарифы;
договорные цены и тарифы;
самостоятельно устанавливаемые цены и тарифы.
Предполагалось также осуществить пересмотр централизованно устанавливаемых цен и тарифов в соответствии с новыми требованиями и ввести их в действие в период с 1990 года по 1991 год. Одновременно были определены основные направления перестройки деятельности Госкомцен СССР.
Сформированные в Постановлении подходы к созданию новой системы ценообразования были конкретизированы в «Основных направлениях по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», принятых в октябре 1990 года. Согласно Основным направлениям целью перестройки системы ценообразования в нашей стране был признан переход к преимущественно рыночному ценообразованию. Достижение этой цели предполагалось осуществить путем создания и развития трех подсистем цен:
* государственных фиксированных цен и тарифов;
* регулируемых цен и тарифов;
* свободных цен и тарифов.
В систему государственных цен и тарифов были включены цены на топливо, сырье, конструкционные материалы, отдельные виды продукции производственно-технического назначения, товары первой необходимости.
К системе регулируемых цен и тарифов были отнесены товары и услуги, на которые не устанавливаются государственные фиксированные цены и тарифы и которые выпускаются и оказываются производителями-монополистами.
По отношению ко всем прочим товарам и услугам предполагалось ввести свободные цены и тарифы.
Между подсистемами цен были установлены подвижные границы. По мере развития рыночных отношений предусматривался перевод группы товаров и услуг из подсистемы с фиксированными ценами и тарифами в подсистему с регулируемыми и свободными ценами и тарифами. В то же время в случае чрезмерного роста свободных цен и тарифов по решению республиканских и местных органов управления допускалось движение товаров и в обратном направлении.
Важной особенностью новой системы ценообразования являлось и то, что в каждой подсистеме цен должен был действовать свой механизм ценообразования. Так, государственные цены т тарифы предполагалось устанавливать в основном на базе прейскурантов, утвержденных государственными органами. Свободные цены и тарифы - на основе спроса и предложения, а регулирование осуществлять через предельные нормативы рентабельности, предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам и через предельный уровень розничных цен на отдельные товары.
Начало переходу на новые принципы ценообразования положил Указ Президента РФ № 297 от 03.12.91 г. «О мерах по либерализации цен». В соответствии с ним со 2 января 1992 года были введены свободные цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. В приложениях к Указу был определен перечень продукции (работ и услуг), по отношению к которым применялось государственное регулирование цен: энергоносители, некоторые виды хлеба, соль, сахар, спички, бензин, транспортные услуги, услуги связи и другое.
Во исполнения Указа Правительство РФ своим постановлением № 55 от 19.12.91 г. утвердило предельные коэффициенты повышения цен и тарифов на продукцию, имеющую важную социальную значимость, и по отношению к которой установлено государственное регулирование цен. НИИ экономики и финансов совместно с другими ведомствами было поручено разработать и ввести в действие Временное Положение о порядке применения свободных цен, Положение о регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен. Местным органам исполнительной власти было предоставлено право снижать за счет средств местных бюджетов предельные цены, устанавливать и регулировать предельные размеры торговых надбавок к свободным отпускным и оптовым ценам, а также ряд тарифов и залоговых цен на стеклотару.
Временное Положение о порядке применения свободных цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги было утверждено 23.12.91 г. В нем говорилось, что свободные оптовые, отпускные цены устанавливаются изготовителями по согласованию и на равноправной основе с потребителями, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Снабженческо-сбытовую надбавку следовало устанавливать на уровне, не превышающем 25% независимо от количества посредников. Постановлением определялся также порядок образования свободных розничных цен, уровень торговой надбавки устанавливался не выше 25%, порядок оформления протоколов согласования цен и других документов, порядок изменения свободной цены.
Положением о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов № 424-Р от 29.12.91 г. было введено государственное регулирование цен на продукцию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. В соответствие с данным Положением за изъятие продукции из обращения при наличии спроса, необоснованное повышение цен, другие нарушения антимонопольного законодательства предприятие-монополист заносилось в Реестр и было обязано декларировать повышение цен. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов следовало осуществлять следующим образом:
* путем установления фиксированных цен;
* путем установления предельного уровня цен или предельных надбавок изменения цен;
* путем установления предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки.
Предприятия-монополисты должны были декларировать повышение свободных цен Комитету цен при Министерстве экономики РФ по перечню согласно Приложению № 1 и в органы ценообразования субъектов Федерации согласно Приложению № 2. Органам ценообразования было предоставлено право расширять эти перечни. Предприятиям-монополистам было дано право самостоятельно снижать цены. Но при этом не разрешалось производить снижение цен с целью ограничения конкуренции.
Комитетом цен, Минфином и Госналогслужбой РФ 01.12.92 г. был утвержден порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен. При этом к нарушениям дисциплины цен было отнесено:
завышение государственных регулируемых цен;
завышение цен, зарегистрированных при декларировании в органы ценообразования;
завышение установленных надбавок;
нарушение порядка декларирования цен;
не перечисление бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и т.д.
У предприятий , допустивших нарушения государственной дисциплины цен и получивших в результате этого излишние суммы, указанные суммы в бесспорном порядке изымались из прибыли в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивался штраф. Суммы штрафов в размере 50% перечисленных предприятиями сумм подлежало направлению в республиканский бюджет, а 50% в бюджет субъектов Федерации.
Правительством 11.08.92 г. было принято постановление № 576, определяющее условия государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-93 годах. Этим постановлением был установлен предельный уровень рентабельности в процентах к себестоимости продукции (работ и услуг), в том числе по продукции нефтеперерабатывающей промышленности - 10%, машиностроительной, легкой, химической, нефтехимической, металлургической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной - 25%, связи - 50%, предприятиям розничной торговли - 8%, предприятиям и организациям оптовой торговли - 3% (к товарообороту) и т.д.
Предельный уровень рентабельности не применялся:
* по новой высокоэффективной продукции в течении двух лет с момента постановки ее на серийное производство;
* по новой продукции, изготовленной с применением запатентованного изобретения и нового высокоэффективного производства, специально созданного для этой продукции в течении 3 лет с момента постановки продукции на производство;
* при снижении себестоимости, материалоемкости, трудоемкости продукции при сохранении уровня цен, потребительских свойств и качества;
* по достигнутому приросту объема производства продукции.
Постановлениями правительства № 1041 от 31.12.92 г. и № 33 от 18.01. 93 г. был определен перечень товаров, на которые не применялось государственное регулирование цен независимо от того является ли предприятие монополистом или нет. Это были, в частности, деликатесные виды мясных продуктов; кондитерские изделия, глазированные шоколадом; шоколад; ликероводочные изделия (кроме водки); изделия из натурального меха и кожи; некоторые виды электротоваров и радиотоваров; легковые автомобили; часы и другое.
Постановлением № 678 от 13.07.93 г. регулировались цены на природный газ и другие виды энергоресурсов. Был определен порядок индексации цен на них. Приложениями были установлены предельные коэффициенты повышения цен на газ нефтяной, сухой, сжиженный; топливо; керосин; теплоэнергию для отопления и горячего водоснабжения; услуг водопровода и канализации.
Постановлениями правительства № 928 от 21.09.93 г. и № 957 от 30.09.93 г. были введены свободные цены на хлеб при одновременной выплате пособий малообеспеченным гражданам.
Ряд функций в области регулирования цен был возложен на субъекты Федерации. Так, пользуясь предоставленными полномочиями региональные администрации могли изменять перечень продукции, товаров и услуг на которые устанавливались регулируемые цены. а также регулировать предельные уровни торговых и снабженческо-сбытовых надбавок к свободным ценам.
В целях дальнейшего углубления экономической реформы, в соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 была осуществлена дальнейшая либерализация цен. В рамках этого этапа признавалось необходимым осуществлять государственное регулирование цен в основном только на продукцию естественных монополий. В соответствии с постановлением правительства от 7.03.95 г. № 239 федеральными органами исполнительной власти регулируются цены (тарифы) на газ, продукцию ядерно-топливного цикла, энергию, перекачку, перевалку и налив нефти, продукцию оборонного значения, драгоценные металлы, сплавы и камни, перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте. При этом в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ остается государственное регулирование цен (тарифов) на энергию, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, оплата жилья и коммунальных услуг населением, ритуальные услуги, услуги систем водоснабжения и канализации, топливо реализуемое населению, услуги постовой и электрической связи, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте, обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах и некоторые другие. Кроме этого органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на некоторые услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. К ним относятся: снабженческо-сбытовые и торговые надбавки на продукцию и товары, реализуемые в районах крайнего Севера; наценки на продукцию, реализуемую в некоторых предприятиях общественного питания; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также автомобильным транспортом по межобластным маршрутам; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и т.п.
В дополнение к законодательным и нормативным актам федерального уровня разрабатывались и принимались аналогичные документы в регионах. Так, в Нижегородской области на 1994 год были утверждены и действовали собственные методы ценового регулирования, дополняющие и уточняющие методы, принятые правительством РФ. В регионах начали разрабатываться законы о ценообразовании.