Тема 10. Ценообразование и система налогообложения.
Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятий с государством и его организациями, отражаются в составе цены неадекватно. Некоторые из них входят в состав затрат, иные ограничивают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прочие представляют прямую надбавку к цене. Законы в России относят к материальным затратам отчисления на воспроизводство минераль-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату за древесину, отпускаемую на корню, плату за воду из водохозяйственных систем, платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна. Последние имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены продукта, с другой выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов. Так, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, это - цена за пользование водой, установленная законодательными актами России и взимаемая на всей территории страны. Ее определяют на основе затрат на водоснабжение и прибыли соответствующих организаций. Плата за воду в пределах норматива, установленная по определенной ставке, входит в затраты на производство, а при сверхнормативном потреблении многократно увеличивается и относится на прибыль. Таким образом плата за воду стимулирует рациональное водопользование и размещение водоемких производств. Платежи за право использования недр земли и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы формируют цены минерального сырья. Их уровень непосредственно связывается со стоимостью добытого сырья.
Платежи за право на добычу полезных ископаемых установлены в зависимости от уровня их цен. Так, по благородным металлам только плата за право на добычу и отчисления на воспроизводство без учета потерь увеличивают цену примерно на одну пятую часть.
В числе налоговых платежей важное место занимают отчисления, формирующие внебюджетные фонды социальной защиты населения: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования. Подавляющая часть этих платежей включается в себестоимость продукции. В составе себестоимости продукции учитываются далее платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, по обязательному страхованию имущества предприятия, часть отчислений в дорожные фонды, а также другие налоги, сборы (на рекламу, земельный налог, таможенные пошлины, государственные пошлины, разовый регистрационный сбор, гербовый и лицензионный сборы, налог на операции с ценными бумагами и т.д.)
Еще один платеж - налог на имущество. Хотя он относится на финансовые результаты деятельности предприятий, но тем не менее может быть отнесен к налогам, включаемым в себестоимость продукции, поскольку уплачивается из прибыли до ее налогообложения.
Отмеченные выше налоги по разному воздействуют на структуру и уровень затрат и цен по отраслям и отдельным предприятиям , но в целом они оказывают более ограниченное влияние на уровень цен, чем платежи из прибыли и косвенные налоги, так как в формировании доходов бюджета их удельный вес не превышает 15%. Но в структуре цен на продукцию отдельных предприятий, особенно добывающих отраслей они существенны.
Налоговыми платежами, наиболее активно воздействующими на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизы. Основным объектом налогообложения предприятий является прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. Любое государство принуждает предприятия поделиться своим чистым доходом с обществом посредством передачи части дохода предприятия в общественную копилку - государственный бюджет. В России ставка налога на прибыль составляет 35% из которых 13% направляется в республиканский бюджет, а 22% - в соответствующие бюджеты субъектов федерации.
На уровень цен особенно большое воздействие оказывает налог на добавленную стоимость и акцизы. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Раньше в СССР действовал налог с оборота. Он эффективно применялся в условиях государственного регулирования цен, установления фиксированных оптовых и розничных цен в стране. Особенностью этого налога было то, что он не включался в цену товара, а наоборот: сначала государство определяло уровни розничной и оптовой цены на товар, а затем получаемая между розничной и оптовой ценой разница изымалась в доход бюджета. НДС , как и акциз, схож с налогом с оборота в том смысле, что всю его тяжесть несет конечный потребитель. Фактически НДС - это налог не на предприятия, а на потребителя, так как при свободном ценообразовании в принципе ничего не мешает продавцам компенсировать налоговые потери за счет роста цен. В настоящее время ставка налога составляет 20%.
В результате введения НДС все цены были увеличены почти на треть. Наибольшее влияние на уровень цен оказывает НДС по подакцизным товарам, когда ставка налога на НДС применяется к ценам, включающим акцизы. Это серьезно увеличивает косвенное налогообложение товаров.
Акцизом называют разновидность косвенных налогов на товары и услуги предприятий, прямо включаемых в виде надбавок в цену или тариф. Акциз включается в цену продаваемой продукции и услуг, поэтому их конечными плательщиками выступают потребители. Диапазон действия акцизов невелик: облагают такие товары как табак, спиртные напитки, ювелирные изделия, автомашины, бензин, меха, ковры и т.д. Ставки акцизов дифференцированы по товарным группам и видам товаров в широком диапазоне от 10 до90%.
Разновидностью налоговых платежей являются таможенные пошлины. В мировой практике таможенное налогообложение ввозимой продукции имеет целью ограждение национального рынка от иностранных товаров, реализуемых по ценам ниже цен продукции отечественных производителей. Экспортируемые же товары обычно не облагаются налогом.
Использование импортных пошлин в сложившейся экономической ситуации имеет целью пополнение доходов бюджета и ограничение импорта в условиях дефицита платежного баланса и нарастания внешней за должности. Импортные пошлины устанавливаются в процентах к конкретной стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу, установленному для данной валюты Центробанком.
Налоги и цены взаимодействуют не только в рамках затратной составляющей цены, но обуславливаются и платежеспособным спросом. Инфляционный рост цен ведет к увеличению расходной части бюджетов и внебюджетных фондов, что порождает потребность наращивания доходов. Определенная доля налоговых поступлений растет параллельно с ростом цен, так как многие из них по форме исчисления связаны с ценой в целом или с ее составляющими. Но когда этого недостаточно, ставки налогов растут, вводятся новые налоговые платежи.
Если говорить о России, то ее главная особенность, с точки зрения налоговой системы, состоит в том, что вся тяжесть налогового бремени падает на юридических лиц, прежде всего на промышленные предприятия. Из каждой сотни заработанных рублей промышленность отдает казне 31 рубль. В России доля подоходного налога относительно невелика (14% от всех поступлений, вместо 35% в Великобритании или 41,5% в Японии) и высока доля налога на прибыль предприятий (20% против 4,3% в Германии или 9,1% в Великобритании). Реально российские юридические лица представляют банки и финансовые структуры, которые минимизируют налоги путем различных «мероприятий», промышленные предприятия, которые не платят налоги явочным порядком, и малый бизнес, который платит, но мафиозным структурам. Физические лица платят подоходный налог, который в последнее время существенно возрос - годовая ставка подоходного налога составляет 12%, а затем свыше годовой заработной платы в 30 тыс. руб. быстро увеличивается.
Растут и таможенные пошлины: налог, уплачиваемый за перемещение товара через границу. Хотя пошлины за ввозимые куриные окорочка взыскиваются не с их- покупателя, а с «Союзконтракта», импортер возмещает свои расходы за счет кошелька потребителя. Если трудно определить, помогают ли высокие пошлины на импортные автомобили отечественным автомобилестроителям, то можно быть уверенным, что они бьют по карману остальных граждан.
Еще два налога, уплачиваемые предприятием - налог за пользование автотранспортом и налог на содержание социально-культурной сферы - 1,5%.
Другие российские налоги - налог на имущество, лицензионные сборы, платежи за пользование недрами не так существенны. Кроме того, предприятия делают взносы в четыре государственных внебюджетных фонда: пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и фонд занятости. Общая сумма этих отчислений - 38,5 с фонда оплаты труда. Страшнее всего для предприятия отчисления в пенсионный фонд, так как за их просрочку приходится платить 1% пени в день. Два-три месяца невыплаты зарплаты работникам способны сделать банкротом любое предприятие. Особенно незаслуженно несут здесь потери предприятия «оборонки», которые не платят рабочим потому, что им самим государство не заплатило.
Все эти налоги устанавливаются на федеральном уровне, хотя часть из них поступает в местные бюджеты. Коме того, в России есть местные налоги. Их количество необозримо. Творческая фантазия местных властей плодит такие налоги, как налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкортостан) , сбор за пользование иностранных алфавитов (Липецкая и Орловская области), сбор за выдачу справок органами исполнительной власти, сбор на содержание футбольной команды (Брянская область) и т.д. и т.п. В некоторых областях до 80% налоговых поступлений от местных налогов составляют штрафы.
Налоги представляют собой очень значимый фактор ценообразования. Влияние налогов на цену товарной продукции - сложный многофакторный процесс, поддающийся только упрощенному, модельному анализу. Рассмотрим модель свободного, конкурентного рынка, на котором цена товара складывается под воздействием спроса и предложения и представляет равновесную цену в каждый период времени. Предположим также, что все прочие внешние факторы ценообразования, кроме налогов, в рассматриваемый период времени остаются неизменными.
Р
Q
Рис.12. Воздействие изменения налога на кривые спроса и равновесия
На графике исходное состояние обозначено индексом «0», а последующие состояния, возникающие при изменении налогов, индексом «1», «2» и т.д. Равновесие спроса и предложения первоначально установится в точке пересечения кривых и . Точке равновесия соответствует равновесная цена .
Предположим, что увеличены действующие налоговые ставки или введен новый налог. Для производителя это означает прежде всего увеличение его издержек, затрат. Поэтому он попытается сместить кривую предложения вверх в положение . Этому положению соответствует новая точка равновесия и равновесная цена , превышающая равновесную цену . Если предположить, что кривая останется неизменной по сравнению с исходным положением, то производитель попытается сдвинуть кривую своего предложения таким образом, чтобы новая равновесная цена удовлетворяла условию:
где: - исходное значение объема спроса на товар;
- новое значение величины спроса на товар;
- общее увеличения налогообложения производителя, то есть сумма налога, которую он дополнительно должен в течении периода удовлетворения спроса на рассматриваемый товар.
Приведенное уравнение представляет условие сохранение дохода производителя при увеличении налога. Из него следует, что доход будет сохранен, если производитель установит на свой продукт новую цену, равную :
.
Если часть потребителей, предъявивших спрос на данный товар, согласятся на цену , определяемую вышеприведенной формулой, и предъявит на него спрос величиной , можно предположить, что производитель способен сохранить величину своего дохода посредством переноса налогового бремени на тех потребителей, которые согласны платить за товар цену .
Производителю еще проще сохранить доходность, если потребность в данном товаре столь велика, что величина спроса на товар остается неизменной даже при росте цены, то есть на товар мало эластичен или неэластичен по отношению к цене. В таком случае производитель может сместить кривую своего предложения вверх не столь сильно, а попытается перевести ее в положение , которому соответствует меньший уровень роста цены на этот продукт при том же значении спроса или объема продаж. При подобной ситуации потребители будут вынуждены сместить кривую спроса в положение , которому соответствует новая точка равновесия и равновесная цена . Так как величина спроса при этом не меняется и , то для сохранения дохода производителю достаточно установить новую цену , связанную с исходной ценой зависимостью:
.
Рассмотренные варианты ценообразования при введении нового налога или увеличении налоговых ставок имеют место только в условиях высокого спроса на предлагаемый товар, потребность в котором со стороны покупателей незамещаема. Реально возникает более сложная ситуация. В случае смещения кривой предложения вверх, например, в положение , что, естественно, приводит к росту цен на товар, реакцией со стороны потребителей станет снижение спроса и смещение кривой спроса вниз, в положение . Установится новая точка равновесия и новая равновесная цена . Естественно, что выручка производителя от продажи продукции может оказаться ниже той, которая необходима для компенсации роста издержек в связи с увеличением налога.
Но если потребитель приобретает товар в количестве по цене , которая выше исходной цены , то производитель получает возможность компенсировать часть увеличения налога за счет потребителя вследствие продажи ему товара по более высокой цене, тогда как другая часть налога должна быть покрыта за счет самого производителя.
Из графика наглядно видно, что смещение кривых спроса и предложения в связи с введением налога приводит к снижению объема продаж со значения 0 до значения 3, что приводит к потере дохода. Если такое снижение окажется весьма существенным, то не исключено, что производитель понесет потери дохода в сумме, превышающей прирост налогообложения.
Как следует из вышеизложенного, увеличение налогов и налоговых ставок может иметь следствием такое смещение кривых предложения вверх, а кривых спроса вниз, которое вызовет сокращение объемов производства товара и в результате государство получит при более высоких ставках налога меньший объем налоговых поступлений в бюджет.
На механизм рыночного ценообразования также воздействует и обратное явление - снижение налоговых ставок, уменьшение налога, введение налоговых льгот. Логика рассуждений в данном случае аналогична.
Какое воздействие система налогов в России оказывает на цены и ценообразование На сегодняшний день, бесспорно, что государственное регулирование экономики в России в целом и ценообразования в частности мало помогают производству. На отечественных рынках сложилась весьма неблагоприятная ситуация для отечественных производителей как промышленных, так и потребительских товаров. Обусловлена она быстрым ростом цен на сырье и энергоресурсы, распространением поставок импортного оборудования по связанным кредитам и на компенсационной основе, импортом в страну значительного количества товаров, для которых устанавливаются демпинговые цены и льготные налоговые условия.
Структура экспорта остается неудовлетворительной. Мала доля продукции высоких технологий. Сырьевая составляющая экспорта, включая поставки цветных и черных металлов, достигла 90%.Доля экспорта отраслей машиностроения упала более чем в два раза. Сложившаяся структура экспорта вызывает чрезмерную зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. Прогнозы развития мировых товарных рынков для российских экспортеров неблагоприятны. Разрыв между ценами на высокотехнологическую продукцию и ценами на ресурсы и продукцию с низкой степенью переработки возрастает.
Уменьшаются объемы реализации российской продукции и на внутреннем рынке. Сокращение объемов производства и предложения, ассортимента товаров сопровождается ростом цен. Производители стремятся компенсировать сокращение производства и реализации продукции за счет стоимости товара. Растут и затраты предприятий из-за сокращения производства. Важным фактором , побуждающим производителей устанавливать высокие цены на продукцию, также является отсутствие конкуренции. За последние годы реальных изменений на российском рынке не произошло. Свыше 40% продукции и 50% прибыли в целом по промышленности приходится всего лишь на 2% промышленных предприятий. Некоторые предприятия-монополисты полностью контролируют рынки отдельных регионов.
Росту цен способствует и увеличение расходов на перевозки. В ряде случаев постоянный рост транспортных тарифов привет к тому, что расходы на перевозку превышают стоимость товара. В результате происходит распад единого российского рынка на изолированные региональные и их границы определяются транспортными расходами.
Сократился спрос на отечественные товары легкой промышленности. Особенно это характерно для продукции текстильной отрасли. В1996 году по сравнению с предыдущим годом сократился спрос на ткани хлопчатобумажные на 20%, на шерстяные - на 30%, льняные - на 12%, шелковые - на 12%. Равновесие между спросом и предложением поддерживается за счет импорта. На российском рынке текстиля ввоз занимает примерно 50% . Большую часть составляют недорогие товары из Китая и других стран Азии. Российский текстиль не способен конкурировать с качественной иностранной продукцией. Одна из причин - российским предприятиям приходится выплачивать в федеральный или местный бюджеты 92-97% прибыли. Завышение себестоимости российского текстиля приводит к тому, что его конечная цена на внутреннем рынке на 10% выше, чем у импортируемого из Китая или Индии.
Сохраняющаяся тенденция опережающего роста цен на сырье, топливо, энергоресурсы и транспортные тарифы влечет за собой дальнейшее снижение рентабельности. Это приводит к сокращению производственной мощности. Степень использования производственной мощности на предприятиях отрасли не превышает 20%. В сегодняшнем положении развитие отрасли практически остановлено. Около 80% предприятий потенциальные банкроты.
Аналогичное положение и с внутренним рынком металлов. Продолжается снижение спроса на продукцию черной металлургии на внутреннем рынке. За период с 1991 по 1997 г. Уменьшился спрос: на прокат черных металлов более чем в 3 раза; на сталь листовую, стальные трубы - более чем в 2 раза. С конца 1995 года стал невыгоден экспорт проката черных металлов , поскольку внутренние цены на эту продукцию сравнялись с мировыми или превысили их. При этом цены импортируемого аналогичного продукта также ниже, чем цены отечественного металла.
Большие проблемы у государства с регулированием естественных монополий, в первую очередь, к ним относятся «Газпром», РАО «ЕЭС России» и министерство путей сообщения. Они имеют возможность диктовать цены и зарплата здесь вдвое выше, чем в российской обрабатывающей промышленности, хотя у наших монополистов наиболее высок уровень неплатежей.
Между монополиями и государством существует своего рода бартерный договор: монополии исполняют натуральные повинности в пользу государства (освещают больницы, отапливают заводы и т.д.), а государство дает им право диктовать цены всей остальной промышленности.
Совершенно очевидно, что уровень тарифов на продукцию естественных монополий завышен. Отсутствие жесткого контроля со стороны государства за этой сферой обостряет многие проблемы в экономике. Так опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и стимулирует инфляционный потенциал. Из-за искажения в ценах и тарифах, реальных затрат на их приобретение для разных категорий потребителей плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными инвестиции.
Налицо имеется необходимость упорядочить ценообразование на продукцию и услуги естественных монополий. В1996 году основным направлением государственного регулирования было ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности в соответствии с постановлением правительства от 12 февраля 1996 года «О мерах по ограничению роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий».Замораживание цен и тарифов в четвертом квартале 1995 года и ограничение их роста в первом полугодии 1996 года позволили сначала уменьшить ценовые диспропорции в промышленности и способствовали снижению темпов инфляции. Однако, в дальнейшем резко ухудшилось финансовое состояние многих предприятий в отраслях естественных монополий: число убыточных предприятий в электроэнергетике выросло в 2 раза, на железнодорожном транспорте - 4,5 раза. Во всех отраслях, кроме газовой, рентабельность производства уменьшилась из-за опережающего роста затрат. В августе 1996 года по решению Федеральной энергетической комиссии тарифы на электроэнергию были повышены в 1,56 раза. Опережающий прирост тарифов в электроэнергетике вновь ухудшил ценовые соотношения для потребителей. В ноябре месяце 1996 года были снижены цены на электроэнергию и услуги ЕЭС в среднем на 10%; заморожены оптовые цены на газ. Как итог темпы прироста цен производителей и промышленности в конце 1996 года снизились до 0,9%.
Тем не менее, опыт показывает, что в России государственное регулирование ценообразования естественных монополий осуществляется недостаточно эффективно. Действующее государственное регулирование и ограничение предельного роста тарифов на железнодорожном транспорте не учитывает реально складывающиеся темпы увеличения цен в промышленности. Так тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом были заморожены, в то время как цены на продукцию , потребляемую транспортом, быстро росли. В дальнейшем индексация тарифов велась темпами значительно меньшими, чем темпы роста оптовых цен промышленности. Введение такого принципа индексации должно было подразумевать адекватные меры государственной поддержки железнодорожников, чего в действительности не было.
Тарифное регулирование нередко используется как инструмент для решения экономических проблем отдельных предприятий, отраслей, территорий. Так, в соответствии с рядом постановлений и поручений правительства на перевозки отдельных видов грузов были предоставлены многочисленные тарифные льготы, причем как за счет не компенсируемых потерь доходов железнодорожников, так и за счет соответствующего повышения тарифов на другие грузы. Такая политика не решает экономических проблем предприятий, но дополнительные тарифы на ряд грузов способствуют усилению инфляции и снижению конкурентоспособности МПС.
Главными рычагами тарифного регулирования следует считать прекращение компенсации пассажирских перевозок грузовыми, стабилизацию цен на продукцию для железных дорог, приведения в порядок налогообложения отрасли, государственную поддержку инвестиционных проектов, снятие социальной нагрузки с транспортных тарифов.
Можно также считать оправданным мнение, что регулировать тарифы нужно не по отдельным видам транспорта, а по сегментам транспортного рынка в зависимости от развития на них конкуренции. Рынок транспортных услуг подразделяется на три сектора. Первый - с развитой конкуренцией между различными видами транспорта и с избытком предложения, второй - с преобладанием перевозчиков не монополистов и третий сектор - где перевозки находятся исключительно сфере деятельности естественных монополистов.
Наши централизованные системы теплоснабжения - гигантские коммуникации с гигантскими потерями. Мы в основном отапливаем улицу. Тепловые компании это мало заботит: счетчики в домах, квартирах и котельных стоят. Исследования показывают - теряется 30% тепла, 20% воды, быстро ржавеют трубы из-за неочищенной воды. Кое-что кое-где в этом направлении все же делается - ликвидируются тресты жилищных предприятий, создаются городские комитеты жилищно-коммунального хозяйства, которые постоянно анализируют затраты предприятий, уменьшают норму прибыли, накладные расходы.