Расчет элементов отпускной цены предприятия-производителя прямым и обратным счетом.

Метод прямого расчета отпускной цены предприятия-про­изводителя.

При включении в отпускную цену налогов и сборов, упла­чиваемых из выручки, используется метод прямого счета. Этот метод заключается в том, что отправным показателем в расче­тах служит цена предприятия, состоящая из полной (коммер­ческой) себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли.

Структура отпускной цены предприятия-производителя может быть представлена в следующем схематичном виде:

ОЦПР = С/С + П + АКР/Н + НДСПР,

где ОЦПР - отпускная цена предприятия-производителя; С/С — себестоимость продукции предприятия-произво­дителя; П - прибыль; АК - акциз; ФР/Н — сбор в республи­канский фонд поддержки производителей сельскохозяйс­твенной продукции, продовольствия и аграрной- науки; НДСПР — налог на добавленную стоимость предприятия-производителя. Метод прямого расчёта цены в основном используется:

1) при затратном методе;

2) при вступлении фирмы на рынок: фирма должна, ис­ходя из действующего налогового законодательства, уровня себестоимости товарной продукции, приемлемого для нее уровня прибыли, рассчитать уровень цены, сравнить его с уровнем цен конкурентов и принять решение о целесооб­разности своего присутствия здесь.

Алгоритм расчета отпускной цены с учетом действующей системы налогообложения:

1. .

2. - по приведенной формуле рассчитывается сумма акцизов по подакцизным товарам, на которые установлены адволорные (процентные) ставки (в настоящее время к таким товарам относятся лишь юве­лирные изделия). По продукции, на которую установлены твердые (специфические) ставки, акцизы, включаются в калькуляцию в суммах, приведенных в Указе Президента Республики Беларусь от 13.01.2006 г. № 28.

3.

4.

Пример. Полная себестоимость составляет 1500 руб., норма рентабельности – 20%. Рассчитать отпускную цену предприятия-производителя с учетом действующей системы налогообложения.

1.

2.

3.

4.

5. ОЦПР = 1500руб.+ 300руб. + 200руб.+ 40,8 руб. + 367,3 руб.=2842руб.=2840 руб.

Несмотря на относительную простоту расчета, а также достоинства метода прямого расчета, сфера его действия все-таки имеет ограничения:

o в условиях рынка цены многих товаров определяются под воздействием рыночных факторов, в зависимости от сложившейся конъюнктуры;

o при установлении окончательной цены не учитываются субъективное восприятие товара потребителями, цена спроса;

o не учитывается платежеспособный спрос потребителей;

o не дает гибкости при принятии ценовых решений предприятием.

Метод обратного расчета отпускной цены предприятия-производителя (от выручки)

Использование данного метода позволяет предприятию до момента выведения товара на рынок (или его сегмент) выяснить его будущую прибыльность, а следовательно, и целесо­образность продаж. Алгоритм всех вычислений базируется на выявлении влияния состояния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от продажи продукции.

Алгоритм расчета прибыли предприятия с учетом дейс­твующей системы налогообложения:

1.

2.

3. - учитывая примечание, сделанное выше.

4. П=ОЦПР-НДСПРР/НК-С/С.

Если в итоге получена положительная величина прибы­ли, то еще нельзя говорить о целесообразности выведения товара на рынок, Не всегда положительная величина при­были может выступать в качестве принятия решения, для этого используется показатель рентабельности. Если полу­ченная рентабельность окажется выше среднего ее значе­ния в целом по предприятию, то можно принять решение о выпуске изделия или об оказании услуги. Если же она ока­жется ниже - необходимо проанализировать собственные издержки с целью их снижения и тем самым увеличения размера прибыли либо изучить конъюнктуру других рынков или вообще отказаться от данного изделия из-за его низкой эффективности.

Пример, На основе данных об уровне цен, сложившимся на рынке, обосновать целесообразность продажи товара по цене 32 000 руб., за шт., себестоимость единицы продукции -21 500 руб., ФР/Н - 2%, акциз - 10%, НДС - 18%, средняя норма рентабельности предприятия — 20 %.

1.

2.

3.

4. П=32000 руб.-4881,4 руб. – 542,4 руб.- 2657,6 руб. – 19500 руб. = 4436,6 руб.

- продажа по данной цене целесообразна, так как при этом норма прибыли на единицу изделия оказывается выше средней нормы рентабельности, принятой на предприятии (22,7%>22%).