Тема 11. Формирование цен на товарных биржах
1.Виды товарных бирж.
2.Цены на реальный товар и фьючерсные сделки.
3.Биржевые котировки.
4.Индексы товарной биржи.
1.Виды товарных бирж.
Товарная биржа— организованный товарный рынок, в рамках которого в соответствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Посредством механизма ценообразования биржа снабжает хозяйствующих агентов информацией об изменениях на рынке, о возникновении новых условий обмена, появлении новых товаров.
В зависимости от объектов биржевой торговли различают товарные, товарно-фондовые, фондовые и валютные биржи, биржи труда. В свою очередь каждая из них может быть специализированной или универсальной. Преимущественный характер биржевых сделок позволяет различать биржи реального товара, фьючерсные биржи и биржи опционов.
Степень реализации учредительных функций находит отражение в следующих разновидностях бирж: недобиржа (биржоид), обычная биржа, компьютерно-телексная биржа.
По масштабу деятельности различают: региональные, национальные и международные биржи.
Необходимым условием для биржевого товара является свободное ценообразование, т.е. цена на этот товар должна устанавливаться в зависимости от конъюнктуры рынка, а также иных факторов (социальных, экономических, политических, форс-мажорных).
2.Цены на реальный товар и фьючерсные сделки.
Биржевые сделки на товарной бирже можно разделить на две группы: сделки с реальным товаром и сделки без реального товара.
Простейшим видом сделок с реальным товаром считаются сделки с немедленной поставкой — физический переход товара от продавца к покупателю на условиях, оговоренных в договоре купли-продажи.
Вторая разновидность — форвардные и срочные сделки.
Сделки без реального товара в настоящее время делятся на фьючерсные и опционные. Фьючерсные сделки — взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара.
Опционные сделки — выступают логическим продолжением фьючерсных сделок. Объектом сделок становится право купить или продать некоторое число фьючерсных или наличных контрактов по заданной цене в течение оговоренного срока в будущем. Концентрируя спрос и предложение, товарные биржи выявляют реальные рыночные цены на товар. Достигается это путем котирования цен: на каждой бирже регистрируются типичные, сложившиеся в течение биржевого дня средние цены, они служат для предпринимателя ориентиром при заключении сделок, как на бирже, так и за ее пределами, т.е. представляют информацию о конъюнктуре рынка.
Между ценой на реальный товар и существующей фьючерсной котировкой всегда существует разница. Как правило, соответствующая цена реального товара выше биржевой котировки, так как по фьючерсным контрактам разрешена поставка не только основного базисного сорта, но и других, более дешевых.
3.Биржевые котировки.
Виды котировок:
-указание предельного диапазона цен первой и последней сделки дня с указанием промежуточных переломов в динамике цен в течение дня;
-комбинированное сочетание максимальной и минимальной цен сделок с ценами начала и конца биржевого дня;
-отражение максимальной и минимальной цен и выделение типичной (справочной) цены сделки
Исходной информацией для котировки цен служат сведения о контрагентах сделки и ценах, по которым они хотели бы продать (приобрести) данный товар ("цена продавца" и "цена покупателя"); объем партии, цена сделки, условия ее заключения и условия на бирже, при которых были заключены сделки.
Важнейшая характеристика котировки — конъюнктура рынка.
4.Индексы товарной биржи.
Биржевые индексы применяются для анализа деловой активности биржи. К индексам относятся индексы заявок на продажу и покупку, индексы среднего объема заявок, индексы оптового товарооборота, индексы биржевых цен.
Одним из важнейших условий для обеспечения достоверности индексов цен биржевой торговли является отбор товарных групп и товаров-представителей.
Важным условием отбора товаров-представителей являются ограничения динамики ценовых различий на товары-представители, включаемые в расчет индексов цен по отдельным товарным группам.
Биржевые индексы оптового товарооборота определяются:
1) по отдельному товару (товару-представителю) отдельного ассортимента, который рассчитывается как отношение количества продажи данного товара за отчетный период к количеству этого товара, проданному в базисном периоде, в натуральных единицах измерения.
2) по товару в целом, включая все виды и сорта.
3) по различным видам товаров.