Формы и методы воздействия ГРЦ
В практике выделяют две формы государственного воздействия на цены:
1. Прямая форма – когда государство непосредственно оказывает влияние на цены, определяя структуру, уровень и порядок формирования цены через свои органы управления. Это касается состава и уровня затрат включаемых в себестоимость, уточнение уровня затрат на соответствие нормативным документам, определение расходов возмещаемых из прибыли, установление норматива рентабельности – от 3%-5% до 10% в зависимости от отрасли. В прямой форме государственного регулирования различают следующие методы:
a. Установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. Субъекты ценообразования в этом случае должны реализовать свою продукцию по ценам не превышающим зафиксированный уровень .
b. Замораживание цен – используется как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановление ценовых пропорций.
c. Установление предельных уровней цены – верхний предел вводится как правило для монополистов – гарантия от ценового диктата, нижний уровень – обеспечиваю определенную экономическую целесообразность.
d. Установление придельного уровня рентабельности – в РФ получил самое широкое распространение как правило среди местных органов власти. Норматив рентабельности дифференцируется по отраслям и группам предприятий и продукции, однако использование этого метода переводит к отсутствию у предприятий заинтересованности снижения издержек.
e. Декларирование цен – по решению органов власти возможно декларирование оптовых цен на отдельные виды продукции. Органы власти такую декларацию составляют на основе заявлений которые регистрируются в специальных органах, которые занимаются либо вопросами ценообразования либо промышленной политикой.
f. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции – как правило устанавливаются на рынках с частичной конкуренцией или частичной монополизацией и если у предприятия возникает желание расширить рынок сбыта то оно установит цену ниже рекомендательной границы, если такого желания не возникает то цена устанавливается на уровне рекомендательной цены.
2. Косвенное регулирование – государство воздействует не на порядок установления цен а на поведение субъектов участвующих в процессе ценообразования. Косвенное регулирование реализуется через систему запретов согласно антимонопольному законодательству:
a. Запрет на горизонтальное фиксирование – соглашение двух и более конкурирующих субъектов имеющих в совокупности долю на рынке 35% и более, подразумевающим ограничение конкуренции на данном рынке товаров, работ, услуг.
b. Запрет на вертикальное фиксирование – то же соглашение по которому два и более не конкурирующих хозяйствующих субъектов один из которых занимает доминирующее положение на рынке, а второй и так далее являются его поставщиком или покупателем договорились организовать экономическую систему финансово-промышленную группу, вертикальную монополизацию рынка. Чаще всего в качестве посредника или поставщика услуг выступает банк.
c. Запрет на недобросовестную рекламу – когда цена не соответствует качеству товара и его потребительским свойствам.
d. Запрет на ценовою дискриминацию – не допускается установление разных уровней цен на один и тот же товар схожий по роду деятельности.
e. Запрет на демпинг – продажу товара ниже его себестоимости или цены приобретения.
На уровне субъектов РФ могут применяться следующие методы косвенного регулирования:
1. Льготная арендная плата за помещения
2. Предоставление или отзыв лицензий
3. Предоставление отсрочек платежей по контрактам
Совместные методы федерации и субъектов РФ:
1. Льготное налогообложение, страхование, кредитование.
2. Субсидирование и дотирование предприятий из бюджета.
Дотации: на жилищно-коммунальные услуги, часть дотаций идет из федерального бюджета (для ветеранов и участников войн), другая часть идет из регионального бюджета – на разницу между установленным уровнем оплаты и льготам для пенсионеров., а третья часть идет из местного бюджета на разницу между тарифом и ценой.