Порядок организации НА.

Перед проведением НА, АО должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с ЭС относительно цели и характера предстоящей проверки, а так же содержание подготавливаемых итоговых документов. Согласование целей и характера НА предполагает оформление письма – обязательства, после подписания которого оформляется специальное аудиторское задание по проведению НА. Оформляется это задание в виде договора на оказание аудиторских услуг. В договоре должны быть четко прописаны выполняемые виды работ (см. выше)при этом вопросы по НА должны быть сформулированы таким образом, что бы ответа на них не мог иметь двоякого толкования. В процессе НА, АО вправе привлекать экспертов и (или) работу другой АО. Использование работы эксперта и (или) другой АО не снимает ответственности с АО за качество оказываемых услуг. В договоре необходимо отразить возможность привлечения эксперта или другой АО.

 

 

Этапы НА:

1. Предварительная оценка существующей системы в налогообложении ЭС.

2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты ЭС-ам налогов и сборов.

Предварительная оценка включает в себя:

· Общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения ЭС.

· Определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели.

· Проверка методики исчисления налоговых платежей.

· Правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений.

· Оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

· Предварительный расчет налоговых показателей ЭС.

 

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты ЭС-ам налогов и сборов может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным видам и пот отдельным вопросам, которые интересуют ЭС. На данном этапе проверяется:

· Порядок заполнения налоговых деклараций.

· Справок об авансовых платежах. Осуществляется расчет по налогам и сборам, а так же проверяется правомерность использования налоговых льгот.

При проверке налоговых деклараций осуществляется процедура сканирования, т.е. сведения, содержащиеся в налоговой отчетности сопоставляются с данными синтетических и аналитических регистров БУ и БО. АО вправе анализировать первичные документы ЭС, получать разъяснения от руководства о показателях и методах налогового расчета. Аудитор имеет право наблюдать за процессом инвентаризации участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком, для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения. При подготовке рекомендаций и предложений АО должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть по вопросам недостаточно освещенных действующим законодательством. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской фирмой должны содержать ссылки на нормативные документы.

В ходе проведения НА , АО должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с законодательством, пока не получит доказательства от противного. (презумпция невиновности), однако необходимо проявлять достаточную степень профессионального скептицизма., предполагая высокую вероятность наличия нарушений НЗ.

Аудитор имеет право сообщать ЭС о своих профессиональных подходах к проведению работ, о рассчитанном уровне существенности и использовании выборочного метода.

По результатам НА оформляется письменный отчет аудиторской фирмой. Аудиторское заключение не оформляется.

 

Общение АО с НО по вопросам налогового аудита.

 

Различают три ситуации:

1. Обращение аудиторской фирмы к НО с целью получения АД при проведении НА. В этом случае аудитор самостоятельно принимает решение об объеме запрашиваемой информации. Объем запрашиваемой информации согласовывается с руководством ЭС. Запрос в НО оформляется письменно от имени руководства ЭС. Руководство ЭС не вправе ограничивать перечень вопросов, запрашиваемых аудиторской фирмой о НО.

2. Для получения разъяснений по актам проверок. Разъяснение, предоставленные налоговыми органами должны дополняться АД и с других источников. АО должна оценить достаточность разъяснений, а так же правомочность и компетентность лица их предоставившего. В случае возражений со стороны ЭС на акт налоговых органов, аудиторская фирма должна рассмотреть следующее:

· Не противоречит ли акт налоговой проверки действующему законодательству.

· Соответствуют ли в акте указанные нарушения к фактическим обстоятельствам дела.

· Соответствуют ли примененные санкции к выявленным нарушениям.

· Существуют ли иные обстоятельства, свидетельствующие в пользу ЭС, которые не были. Если учтены.если аудиторская фирма приходит к выводу об обоснованности возражения ЭС, то ей следует воздерживаться от прямого общения с должностными лицами налоговых органов и по решению ЭС может отстаивать его интересы в арбитражном суде.

3. При оказании консультаций в спорах с НО.

 

 

11.04.12. Тема: КОНТРОЛЬКА ЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ.

Понятие качества в аудите – аудит представляет собой услугу, поэтому все определения качества, относящиеся к материальной сфере не могут быть отнесены к аудиту. различают несколько точек зрения в определении понятия качества в аудите:

1. Качество в аудите – это результат сравнения получаемых и ожидаемых выгод, как со стороны пользователя, так и со стороны исполнителя.

2. Качество аудита – это соответствие оказываемых услуг скрытым потребностям клиентов.

3. Качество в аудите определяется рейтингом аудиторской фирмы. Чем выше рейтинг, тем выше качество услуг, которая оказывает аудиторская фирма.

4. Качество в аудите – это прямой результат профессиональной компетентности и опыта аудиторов.

 
 


5. Качество в аудите – это проведение аудита в соответствии с требованиями аудиторских стандартов.

 

В основе качеств АУ лежит уровень приемлемого риска и уровень существенности. Положения ФСАД № 4/2010 и ФСАД № 34, и №6 определяются требованиями МС контроля качества работы аудитора. (МСКК)и МСА №220.

ФЗ об АД ст.10 определяет обязанности аудиторской организации по соблюдению КК. КК АУ должен осуществляться внутри аудиторской фирмы, на уровне отдельных аудитов, а так же со стороны СРО.

 

ВИДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА.

· Внутренний КК АУ

· Внешний КК АУ.

ВНУТРЕННИЙ КК АУ. (ВНУТРИ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ)

Аудиторская фирма обязана разрабатывать политику КК, в которой раскрываются следующие положения:

· Профессиональные требования определяются процедур, направленные на проверку соблюдения сотрудниками фирмы, принципа независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения.

· Умение и компетентность. Указываются мероприятия, которые позволяют оценить профессиональную компетентность сотрудников организации, степень овладения ими техническими стандартами АД. Оценивается должная тщательность сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей.

· Поручение. Содержит требования, возложение определенных должностных обязанностей на лиц, имеющим техническую профессиональную подготовку и опытность. С этой целью в структуре аудиторской фирмы предусмотрены разные квалификации персонала: партнер – аттестованный аудитор - руководитель аудиторских проверки; ведущий аудитор – тоже аттестованный аудитор, стаж работы более 3 лет; аудитор – аттестованный аудитор, стаж работы менее 3 лет в аудиторской фирме; ассистент аудитора – лицо не имеющее аттестат аудитора, но работающее в аудиторской фирме больше года; стажер – работник аудиторской фирмы, принимающий участие в аудиторской фирме, имеющий высшее образование, работающий в аудиторской фирме меньше года.

· Делигироавние полномочий – предполагает процедуры КК, которые осуществляет руководитель аудиторской группы в период проведения аудита. В обязанности руководителя рабочей группы входит: - распределить обязанности внутри рабочей группы; - определить направление проверки (составить общий план и программы аудита); - осуществляет консультацию своих исполнителей; - проводит обзорную проверку собранных в ходе аудита аудиторских доказательств; -осуществляет контроль за деятельностью исполнителя.

· Консультирование. В самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими экспертными знаниями. Для этого необходимо:

1. Определить области аудита и другие особые случаи, требующие проведение консультации.

2. Поощрять персонал получению консультаций в случае возникновения сложных и необычных вопросов.

3. Внутри аудиторской фирмы необходимо назначить специалистов, которые будут исполнять роль авторитетных источников информации.

4. Необходимо определить объем документации, которая должна быть подготовлена по результатам консультаций.

· Принятие и сохранение клиентов. В этом положении необходимо установить методы оценки потенциальных клиентов и одобрение их в качестве клиентов. Провести обзорную проверку существующих клиентов. Оценить клиентов при наступлении определенных событий что бы принять решение о том, следует ли продолжать отношение с этим клиентом.

· Мониторинг. Этот раздел содержит примерную методику оценки эффективности целей и процедур КК. Эффективность проводится для того, что бы своевременно внедрять новые процедуры ККАУ.

Разработанная политика КК обеспечивает соблюдение качества АУ на уровне фирмы, т.е. соблюдение ПСАД на уровне фирмы. ККАУ должен осуществляться на уровне отдельных аудитов, т.е. на этапе сбора АД. Для этого руководитель аудиторской группы должен осуществлять надзор за выполнением обязанностей ассистента аудитора более квалифицированным специалистом. На стадии сбора АД должна осуществляться обзорная проверка. Обзорная проверка включает слудующие иды работ:

1.Проверяется, была ли работа ассистента выполнена в соответствии с программой аудитора.

2.Проверяется, были ли выполнены работы, оформлены надлежащим образом, т.е. в соответствии со стандартами.

3. Были ли достигнуты цели аудита.

4. Соответствуют ли сделанные выводы результатам аудиторских процедур и подтверждают ли эти выводы аудиторское заключение.

5. Со стороны руководителя аудиторской группы, контролю подлежит общий план и программа аудита оценка риска существенного искажения информации, расчет уровня существенности, документальное отражение АД, предлагаемые аудиторские поправки к финансовой отчетности на уровне отдельных аудитов.

 

ВНЕШНИЙ КК.

Внешний КК осуществляют СРО. Проверка может быть плановая и внеплановая. Основанием для осуществления внеплановой проверки может являться поданная в СРО жалоба на действие аудиторской фирмы. По результатам проверки деятельности аудиторской фирмы могут быть вынесены следующие меры дисциплинарного воздействия:

1.Предписание, обязывающее аудиторскую фирму устранить выявленные нарушения.

2.Предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований Законодательства.

3. Наложить штраф на члена СРО.

4. Принять решение о приостановлении членства в СРО.

5. Принять решение об исключении аудиторской организации из членов СРО.

6. Любое другое наказание в соответствии с внутренними документами СРО.

 

При наложении взыскания 4-6, аудитор не имеет права участвовать в аудиторской деятельности, давать рекомендации, ля кандидатов членов СРО, участвовать в работе выборных и специализированных органах СРО.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СРО.

Осуществляет МинФинРФ. Проверки могут быть плановые и не плановые.

Плановая проверка СРО осуществляется не чаще одного раза в два года. План проверки утверждает МинФин.

Не плановая проверка так же назначается по жалобе.

Меры дисциплинарного воздействия.

1.вынести предписание.

2. вынести предупреждение

3. вынести решение об исключении сведений из реестра СРО.

4. обратится в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений из реестра СРО.

 

Принятое решение доводится до СРО в течении 3 рабочих дней. О результатах проверки подготавливается отчет, которые предоставляется в совет по аудиторской деятельности.