Документирование аудита
При проверке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также бухгалтерской отчетности аудируемых лиц аудиторы должны провести определенные процедуры по сбору необходимых доказательных материалов, подлежащих обязательному документированию. На основе анализа этих материалов ауди-
торы в дальнейшем могут сформировать свое мнение о бухгалтерской отчетности клиента и выразить его в аудиторском заключении [32].
В соответствии с ПСАД №2 «Документирование аудита», документация аудитора - это рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме [23].
Документация должна содержать информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Аудитор определяет объем документации по каждой аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Он может не отражать в документации каждый рассматриваемый в ходе проверки документ или вопрос, однако должен обеспечить полноту и достаточность рабочих документов в той мере, которая необходима для общего понимания аудита.
Рабочие документы должны составляться аудиторами своевременно в достаточно полной и подробной форме. Аудиторская организация вправе разрабатывать стандартные типовые формы документации (бланки, вопросники, типовые письма, обращения и т.п.), что позволяет повысить эффективность подготовки и проверки рабочих документов, а также контролировать результаты работы ассистентов.
Форма и содержание рабочей документации зависят от многих факторов:
1) характера аудиторского задания;
2) требований, предъявляемых к аудиторскому заключению;
3) характера и сложности деятельности аудируемого лица;
4) характера и состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
5) необходимости давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
6) методов и приемов, применяемых в процессе проведения аудита [23].
Состав рабочей документации на разных этапах аудита может быть различ
ным, он представлен на рис. 9.2 [1, 30, 32].
К рабочим документам аудитора относятся:
1) информация об организационно-правовой форме и организационной структуре аудируемого лица, копии его учредительных документов;
2) выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
3) информация об отраслевой, экономической и правовой среде клиента аудита и результаты анализа его деятельности;
4) планы и программы аудита;
5) описание систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица;
6) оценка неотъемлемого риска и методика определения уровня существенности;
7) анализ работы внутреннего аудита;
8) анализ операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
9) анализ финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
10) записи об аудиторских процедурах;
11) копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
12) копии переписки и ли протоколы встреч с руководством аудируемого лица по вопросам проверки;
13) письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
14) выводы аудитора с обоснованием трактовки неоднозначных обстоятельств;
15) копии финансовой отчетности и аудиторского заключения [23].