Документирование аудита

При проверке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также бухгалтерской отчетности аудируемых лиц аудиторы должны провести опреде­ленные процедуры по сбору необходимых доказательных материалов, подлежа­щих обязательному документированию. На основе анализа этих материалов ауди-


торы в дальнейшем могут сформировать свое мнение о бухгалтерской отчетности клиента и выразить его в аудиторском заключении [32].

В соответствии с ПСАД №2 «Документирование аудита», документация ауди­тора - это рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме [23].

Документация должна содержать информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских проце­дур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных ауди­торских доказательств.

Аудитор определяет объем документации по каждой аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Он может не отражать в до­кументации каждый рассматриваемый в ходе проверки документ или вопрос, од­нако должен обеспечить полноту и достаточность рабочих документов в той мере, которая необходима для общего понимания аудита.

Рабочие документы должны составляться аудиторами своевременно в доста­точно полной и подробной форме. Аудиторская организация вправе разрабаты­вать стандартные типовые формы документации (бланки, вопросники, типовые письма, обращения и т.п.), что позволяет повысить эффективность подготовки и проверки рабочих документов, а также контролировать результаты работы асси­стентов.

Форма и содержание рабочей документации зависят от многих факторов:

1) характера аудиторского задания;

2) требований, предъявляемых к аудиторскому заключению;

3) характера и сложности деятельности аудируемого лица;

4) характера и состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

5) необходимости давать указания работникам аудитора, осуществлять за ни­ми текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

6) методов и приемов, применяемых в процессе проведения аудита [23].
Состав рабочей документации на разных этапах аудита может быть различ­
ным, он представлен на рис. 9.2 [1, 30, 32].

К рабочим документам аудитора относятся:

1) информация об организационно-правовой форме и организационной струк­туре аудируемого лица, копии его учредительных документов;

2) выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

3) информация об отраслевой, экономической и правовой среде клиента ауди­та и результаты анализа его деятельности;

4) планы и программы аудита;

5) описание систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица;


6) оценка неотъемлемого риска и методика определения уровня существенно­сти;

7) анализ работы внутреннего аудита;

8) анализ операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

9) анализ финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

 

10) записи об аудиторских процедурах;

11) копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

12) копии переписки и ли протоколы встреч с руководством аудируемого лица по вопросам проверки;

13) письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

14) выводы аудитора с обоснованием трактовки неоднозначных обстоятельств;

15) копии финансовой отчетности и аудиторского заключения [23].