Проверка правильности отнесения затрат на основное и вспомогательное производство, незавершенное производство

Затраты, формирующие себестоимость продукции, группируются по элементам:

· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизационные отчисления основных фондов;

· прочие затраты.

При проверке списания на себестоимость продукции материальных затрат аудитор должен обратить внимание на:

· наличие утвержденных норм расхода материалов, и как фактически производится их списание на производство;

· не было ли списания на производство материалов, не относящихся к производству конкретного вида продукции;

· ведется ли учет брака в производстве, и куда списаны суммы потерь от брака;

· правильно ли производится оценка и списание возвратных отходов производства;

· правильно ли производится списание на производство отклонений в стоимости материалов, учтенных на счете 16;

· правильно ли производилось отнесение на производство стоимости недостач и потерь ценностей в пределах норм естественной убыли.

Важным элементом себестоимости продукции, подлежащим проверке, являются затраты на оплату труда, при этом в ходе проверки аудитор принимает во внимание, что заработная плата за фактически выполненную работу, исчисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, в соответствии с принятыми на предприятии формами и элементами оплаты труда включается в себестоимость в полной сумме в соответствии с расчетными документами. В ходе проверки изучаются компенсационные выплаты (оплата труда в связи с повышением цен и индексацией доходов; выплаты матерям по уходу за ребенком), которые должны включаться в себестоимость только в пределах норм, предусмотренных законодательством.

При проверке затрат на оплату труда необходимо учитывать, что к ним относятся:

· стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;

· стоимость бесплатно выдаваемых отдельным категориям работников предметов.

Необходимо обратить внимание на возможные факты включения в себестоимость непроизводственных расходов, таких как:

· премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;

· материальной помощи;

· надбавок к пенсии;

· оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;

· оплата путевок на лечение и отдых и др. выплат, не связанных непосредственно с оплатой труда.

Проверяя статью АО, устанавливают правильность и законность отражения сумм АО на полное восстановление ОПФ (более подробно вопрос рассматривается в теме «Проверка ОС и НМА»).

В практике проведения аудиторских проверок нередко выявляются случаи незаконного отнесения затрат и неправильного документально оформления отдельных расходов. Связано это прежде всего с тем, что отдельные работники бухгалтерии недостаточно точно знают нормативные положения по таким расходам, как представительские, на рекламу, на подготовку и переподготовку кадров, командировочные расходы и др.

С 1 июля 1992 г. на производственные затраты относятся представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью организации, расходы на официальный прием представителей других организаций, включая иностранных, посещение культурно-зрелищных мероприятий, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате).

Условия обоснованности списания представительских расходов на издержки производства:

· в пределах смет предприятия, утвержденных советом директоров (правления) на отчетный год и установленных на базе разработанных законодательством норм и нормативов (т.е. аудитор должен проверить наличие сметы расходов на год). Документальное подтверждение расходов.

Сверхнормативные представительские расходы должны быть присоединены к прибыли организации с целью налогообложения.

Условия обоснованности списания расходов на служебные командировки на издержки производства:

· командировка должна быть связана с производственной деятельностью в пределах подтвержденных расходов (приказ, подписанный руководителем, или его заменяющим, командировочное удостоверение с отметками, билеты, счет гостиницы и кассовый чек), суточные – 55 руб., оплата жилья – 270 руб., если нет подтверждающих документов, то на оплату жилья – 7 руб. Суммы, превышающие нормы – на увеличение фонда заработной платы, повышения подоходного налога.

Условия обоснованности списания расходов на подготовку и переподготовку кадров на издержки производства:

· договор, заключенный с учебным заведением, имеющим лицензию на образовательную деятельность и документальное подтверждение расходов в пределах нормативов.

Условия списания на издержки сумм по недостачам ценностей:

· акт инвентаризации ценностей, где обоснована недостача;

· недостача в пределах норм естественной убыли;

· приказ руководителя организации о списании стоимости недостающих ценностей на затраты производства.

Методы оценки НЗП (незавершенного производства) определяются учетной политикой организации. В ходе аудиторской проверки следует проверить состояние учета НЗП, своевременность и правильность его инвентаризации, безошибочности отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и правильность оценки НЗП.

Большое значение для проверки сохранности полуфабрикатов, деталей, узлов, обнаружения неучтенного брака имеет инвентаризация. Проверки показывают, что на отдельных предприятиях инвентаризация НЗП проводится некачественно и нерегулярно, инвентаризации подвергается не весь состав НЗП, а лишь его часть, результаты инвентаризации не отражаются в учете. Ослабленное внимание работников бухгалтерии к инвентаризации НЗП приводит к безответственности должностных лиц в расходовании материальных ценностей в производстве, поэтому постановка учета НЗП и соблюдение сроков инвентаризации должны быть тщательно проверены.

Аудитор должен проверить, правильно ли отражены в учете выявленные в ходе инвентаризации недостатки и излишки НЗП.

Для того, чтобы обоснованно оценить состояние учета затрат на производство, целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанные ведомости, где должны быть предусмотрены специальные показатели:

· содержание операций;

· наименование документа;

· дата составления и № документа;

· сумма;

· корреспонденция счетов;

· примечания.

В примечании аудитор записывает выводы и предложения по устранению недостач.