Тетралогия «Кольцо Нибелунга» Р.Вагнера: принципы музыкальной драматургии.
Работа над тетралогией велась в период, когда все теоретические положения были Вагнером уже сформулированы. Именно в этом произведении они нашли своё последовательное воплощение.
Цель композитора – создать музыкальную драму, где музыка является выражением поэтического намерения. Вагнер стремится материализовать в звуках поэтические идеи. Этому служит сложнейшая система лейтмотивов. Термин «лейтмотив», созданный Г.Вольцогеном (другом Вагнера и ярым пропагандистом его творчества), означает «руководящий мотив». Лейтмотивы применялись в опере и до Вагнера (например, - Вебером). Однако и количественно и качественно лейтмотивная система «Кольца Нибелунга» превосходит всё, что было до неё. В тетралогии мы находим все возможные типы лейтмотивов:
- темы конкретные, характеризующие героя, предмет или состояние (тема Зигфрида-героя, тема меча Зигфрида, тема великанов, тема любви Зигфрида и Брунгильды и т.д.)
- темы символического, обобщающего значения (тема судьбы, тема проклятья, тема трагического рода Вельзунгов и т.д.)
Многие лейтмотивы отличает смысловая многозначность. Даже конкретные темы могут выходить за рамки своего предмета и нести более глубокий смысл. Например, лейттема Рейна – это не только характеристика места действия. Это и символ вечности, вечной природы. Именно этой темой начинается и заканчивается тетралогия. Лейттема кольца характеризует конкретный предмет и одновременно становится символом власти над миром.
Очень различны вагнеровские лейтмотивы и с точки зрения их музыкального выражения:
- достаточно протяженные темы, развивающиеся не только в оркестре, но и в вокальных партиях (тема любви Зигмунда и Зиглинды, тема искупления любовью, тема Зигфрида-героя, тема отречения от любви и др.)
- краткие мотивы, чисто инструментальные, не проходящие в вокальных партиях (тема меча, тема золота, тема кольца, тема судьбы и др.).
Лейтмотивная система тетралогии грандиозна. Лейтмотивы не остаются неизменными на протяжении «Кольца» – они развиваются, изменяются, приобретают иной ритмический и мелодический облик, рождая в процессе развития новые, контрастные лейтмотивы. Поэтому трудно назвать точную цифру лейтмотивов «Кольца Нибелунга». Исследователи насчитывают в этом произведении около 100 лейттем. Распределяются они по частям цикла следующим образом: наибольшее число тем содержится в "З«лоте Рейна", ибо здесь закладывается основа и для других частей. Затем количество новых мотивов убывает, но общее их число, благодаря проведению тем и из предыдущих частей, увеличивается (см. вступительные статьи к клавирам опер тетралогии, где приведены все основные лейтмотивы ).
В характеристике каждого из основных героев Вагнер использует не один, а несколько лейтмотивов. У Вотана, Брунгильды, Зигмунда, Зигфрида, чей внутренний мир особенно богат, число лейттем доходит до 5-10. Некоторые темы относятся не к одному, а к ряду героев, так как судьбы их тесно переплетаются. В связи с этим в тетралогии можно выделить несколько тематических комплексов, общих по складу, но характеризующих разных героев.
Первый комплекс – героический. Для этих тем характерны маршевость, движение по тонам разложенного трезвучия, пунктирный ритм, нередко аккордовая гармонизация. Наиболее значительные темы этой группы – лейтмотив Валгаллы, лейтмотив Зигмунда, лейтмотив Зигфрида, лейтмотив Доннера, лейтмотив валькирий, тема золота, тема меча.
Не меньшую роль играют в тетралогии картины природы, спокойной и величавой, вызывающей представление о вечном круговороте жизни: тема Рейна, мерно струящего свои воды, тема радуги, охватившей всё небо, тема леса, полного таинственных голосов. Эти эпические, картинные темы отличаются напевностью, но и холодноватостью. В них большая роль отведена пентатонным оборотам, преобладает мажор, плавный, покачивающийся ритм. Всё это сообщает темам безмятежность и покой. Из названных тем рождаются новые, близкие им (например, из темы Рейна – лейтмотив русалок).
Но Вагнер рисует природу не только в эпическом аспекте. Важную роль играют лирико-драматические образы природы, часто переплетающиеся с душевными бурями людей. Так возникает третий музыкальный комплекс «Кольца» – лирико-драматические темы. Так, из внешне-изобразительного мотива бури, грозы, открывающего оперу «Валькирия», вырастают последовательно, один за другим, лирические темы Вельзунгов: измученного Зигмунда, сострадания Зиглинды, любви, рода Вельзунгов.
Лирические темы тетралогии многообразны. Некоторым присуще широкое дыхание, в их основе – широкие скачки (особенно типичен ход на септиму), хроматизмы, группетто, придающие темам оттенок томления: тема искупления любовью, мотив любви Брунгильды.
Несколько иной характер носят темы ничем не омраченной радости, близкие к немецким народным песням: диатонические, мажорные, простого песенного склада. Это темы Весенней песни Зигмунда, песни любви Брунгильды, лейтмотив странствий.
Большой распевностью характеризуются лирические темы скорбного склада, воплощающие печаль разлуки, прощания, отречения. Для них характерны романсовые интонации. Это лейтмотив отречения от любви, тема прощания Вотана, лейтмотив Зигмунда, узнавшего о близкой смерти.
Четвёртый музыкально-драматургический комплекс «Кольца» составляют темы злых, враждебных сил. Основное место здесь занимают героические мотивы. Как и аналогичные темы положительных героев, они отличаются пунктирным ритмом, маршевой поступью. Но вместо ясной гармонической основы, четкой трезвучности, темам злых сил свойственны диссонансы, тритоновость, использование уменьшенных гармоний (здесь Вагнер продолжает традиции своих предшественников, прежде всего -–Вебера). Таковы темы Хагена, Гутруны, Хундинга, тема великанов, тема Фафнера-дракона, лейтмотив кольца, лейтмотив проклятья.
Выделяется и группа лейтмотивов, лишенных яркой образности. Они характеризуют таинственные предметы и явления, не доступные человеческому разуму. Это шлем-невидимка, волшебный напиток забвенья, вечный сон, судьба. Такие мотивы кратки, чисто инструментальны. Таинственность нередко подчеркивается своеобразным тембровым звучанием.
Подобный принцип группировки тематизма помогает Вагнеру избежать мозаичности, придаёт музыкальному развитию большую цельность. Темы и мотивы разных комплексов тетралогии не изолированы, они интонационно связаны, переплетаются друг с другом. Нередко в столкновении героев с миром зла происходит искажение светлых тем, насыщение их хроматикой. Так изменяется характеристика Вотана, когда он передаёт власть над миром сыну ненавистного Нибелунга (2 д. «Валькирии»). В 1 и 2 действиях оперы «Гибель богов» интонационная сфера Зигфрида и Брунгильды во многом подчинена враждебному началу (диссонансы, тритоновость).
Интересно, что очень часто у Вагнера развитие музыкального ряда оказывается более стремительным, чем ряда событийного. Сильная концентрация тематизма как правило возмещает отсутствие сценического действия. Не случайно сам композитор призывал своих друзей: «Не смотрите, а слушайте!».
Такие эпизоды, где собрано большое количество тем, Вагнер чаще всего помещает в конце сцен, действий (своеобразные симфонические коды).
Например, первую часть тетралогии, «Золото Рейна» завершает симфонический эпизод шествия богов по радуге в Валгаллу, в котором собраны важнейшие темы: Рейна, Валгаллы, радуги, кольца, и, как предвосхищение будущего – тема меча.
Вторая часть, «Валькирия», завершается опять же симфоническим эпизодом «заклинания огня», в котором проходят темы огня, Брунгильды, судьбы, и, опять предвосхищая будущее – тема Зигфрида-героя, который в 3-ей части тетралогии пройдет через огонь и разбудит Брунгильду.
Но самый значительный симфонический «итог» тетралогии – траурный марш на смерть Зигфрида из «Гибели богов». Это симфонический эпизод огромной обобщающей силы, где собраны все важнейшие темы тетралогии, имеющие отношение к роду Вельзунгов. Марш написан в сонатной форме, очень свободно трактованной, где в репризе происходит замена одних тем другими, близкими им по смыслу (во вступительной статье к клавиру см. анализ строения марша).
Так, стремясь к синтезу музыки и слова, Вагнер приходит к тому, что музыка не только отражает, но и обобщает, предваряет то, о чем будет сказано. Музыкальное начало оказывается гораздо более важным, чем текстовое, а инструментальное начало в произведениях Вагнера безусловно преобладает над вокальным. Не случайно П.И.Чайковский писал: «Слушая «Кольцо», мы находим здесь красот музыкальных скорее в избытке, чем в надлежащей пропорции». Чайковский считал, что Вагнеру нужно было писать симфоническую музыку, а не оперы.
Таким образом, реформа Вагнера, направленная против культа музыки, привела его опять к тому же, из-за стремления наделить её символическим, философским смыслом, наполнить поэтическими идеями.