Правовые основы обеспечения единства измерений

 

В 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До того по существу не было законодательных норм в области метрологии. Правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений – от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране.

Цели Закона состоят в следующем:

− защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

− содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;

− создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;

− регулирование отношений государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

− адаптация российской системы измерений к мировой практике.

Закон определяет:

− основные метрологические понятия (термины и определения);

− компетенцию Госстандарта России в обеспечении единства измерений;

− единицы величин, государственные эталоны, средства и методики измерений;

− компетенцию и структуру ГМС и других государственных служб обеспечения единства измерений;

− МС государственных органов управления, предприятий и организаций;

− сферы распространения и виды государственного метрологического контроля и надзора;

− права, обязанности и ответственность государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

− условия использования средств измерений в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;

− требования к выполнению измерений по аттестованным методикам;

− основные положения калибровки и сертификации средств измерений;

− лицензирование деятельности организаций и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;

− источники финансирования работ по обеспечению единства измерений;

− ответственность за нарушение положений Закона.

Законом (ст.13) определяются сферы деятельности, в которых соблюдение метрологических требований обязательно и на которые распространяется государственный метрологический надзор:

− здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

− испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;

− обеспечение обороны страны;

− обязательная сертификация продукции и услуг;

− торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов;

− государственные учетные операции;

− измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ;

− геодезические и гидрометеорологические работы;

− банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

− регистрация национальных и международных рекордов.

Законом установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора.

Государственный метрологический контроль включает:

− утверждение типа средств измерений;

− поверку средств измерений, в том числе эталонов;

− лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

− за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

− за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

− за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.