Аудит предприятия
Аудит (обследование) предприятия является ключевым моментом сертификации производства. Схема проведения аудита предприятия, производящего авиационную технику, представлена на рис. **.
Для своевременного проведения аудита изготовитель, претендующий на получение или продление Разрешения или Одобрения (Сертификата) производства должен подать заявку на сертификацию производства с приложением необходимых данных об оцениваемом производстве.
Факт подачи заявки регистрируется в специальном перечне Авиарегистра и служит официальным основанием для начала работ по оценке производства. После предварительного анализа особенностей предприятия и возможности проведения работ по сертификации производства Авиарегистр сообщает свое решение специальным письмом в адрес изготовителя.
В случае, если объекты и процедуры оценки, стандартные критерии оценки для данного предприятия отличаются от типовых, Председателем Авиарегистра или его заместителем по направлению утверждается специальная программа проверки данного предприятия. В этом случае в программе указываются отличия в методах и объектах оценки с кратким указанием причин этих отличий.
Рис. **. Схема аудита производства авиационной техники
Состав комиссии по проведению проверки производства утверждается Председателем Авиарегистра МАК или его заместителем по направлению В состав комиссии могут входить:
- сотрудники Авиарегистра МАК;
- представители независимой инспекции на проверяемом предприятии;
- эксперты-аудиторы сертификационных центров Авиарегистра МАК.
Председателем комиссии может быть сотрудник Авиарегистра МАК или в случае проведения предварительного аудита - уполномоченный АР МАК представитель другой организации. В последнем случае председатель назначается по представлению начальника отдела сертификации производства Авиарегистра МАК и утверждается Председателем Авиарегистра МАК из числа экспертов - аудиторов, которые участвовали не менее, чем в пяти аудитах.
Заместителем Председателя комиссии назначается уполномоченный представитель независимой инспекции на обследуемом предприятии.
К моменту начала аудита предприятие должно представить комиссии Авиарегистра МАК заполненную "Анкету по самооценке системы качества". Вопросы Анкеты Авиарегистр МАК направляет в адрес предприятия вместе с письмом о принятии заявки При выполнении аудита заполненная "Анкета" рассматривается членами комиссии, как официальная декларация предприятия о том, каким документом (или документами) регламентируется каждая из рассматриваемых процедур системы качества данного предприятия.
Собственно аудит предприятия проводится комиссией Авиарегистра МАК по следующим 12 подсистемам (функциям) системы качества:
1. Организация управления и ответственность;
2. Управление проектными данными;
3. Гарантия качества программного обеспечения;
4. Производственные и специальные процессы;
5. Определение летной годности (определение годности к эксплуатации);
6. Статистический контроль качества;
7. Средства измерений. Метрологическое обеспечение производства;
8. Испытания;
9. Неразрушающий контроль;
10. Обеспечение качества поставляемых материалов и компонентов;
11. Действия с продукцией с несоответствиями;
12. Получение, обращение и хранение материалов, полуфабрикатов, КИ, деталей и составных частей.
Содержание функций (подсистем) Системы качества предприятий, производящих авиационную технику, приведена в Приложении *.
По результатам обследования каждой функции группой экспертов готовятся заключения о соответствии, которые оформляются в виде протоколов оценки по каждой функции. При этом проверке подлежит:
- регламентирующая документация по каждой процедуре;
- закрепление ответственности за выполнение процедуры;
- фактическое выполнение;
- система внутреннего контроля за каждой процедурой и регистрация (при необходимости) выполнения процедур.
Как один из методов проверки реализации процедур обеспечения качества выборочно проверяется качество изготовления элементов конструкции. Обязательному обследованию подлежит изготовление всех особо ответственных элементов конструкции.
Для объективной и полной оценки соответствия объектов и процедур производства применяются стандартные условия соответствия, приведенные в Приложении II Руководства Д21.2В. Эксперт фиксирует соответствие каждого объекта и процедуры производства установленным требованиям только при выполнении всех стандартных условий соответствия, применимых для оценки. В случае невозможности оценки объекта и процедуры, эксперт, по согласованию с председателем комиссии, может опустить его или заменить на более приемлемый с внесением изменений в протокол оценки подсистемы.
В случае выявления в ходе проверки несоответствий, они после обсуждения на итоговых совещаниях, заносятся в "Перечни несоответствий", прикладываемые к протоколам оценки каждой функции.
Все выявленные в ходе аудита несоответствия подлежат классификации с указанием в "Перечне несоответствий" их класса. т.е. группы важности. При этом:
- Класс "1" имеют несоответствия, непосредственно связанные с безопасностью полетов, не позволяющие достаточно полно определить летную годность серийных изделий или их соответствие типовой конструкции.
- Класс "2" имеют несоответствия, не связанные непосредственно с безопасностью и летной годностью изделий, но представляющие собой систематические отклонения от установленных стандартов или процедур, или приводящие в сочетании с отклонениями в других процедурах к недостаткам класса "1".
- Класс "3" имеют отступления от установленных процедур и стандартов, не влияющие на безопасность полетов и не носящие системный характер, либо парируемые действием других процедур.
Класс выявленных несоответствий проставляется экспертом в "Перечне несоответствий" после обсуждения с другими членами комиссии и с председателем комиссии на рабочем совещании. Отнесение выявленных несоответствий к определенному классу в протоколах является предварительным и может быть скорректировано после рассмотрения материалов аудита в Авиарегистре МАК.