Тема 3. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

В процессе управления государством возникают взаимоотношения, которые регулируются административным правом. Понятие «администра­тивное» происходит от слова «администрация» (лат.- управление, руково­дство),отсюда административное право-право управленческое. Предметом данной отрасли является совокупность общественных отношений складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти государства.

 

 
 

 


СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 
 

 

 


Особенности административных правоотношений:

♦ права и обязанности сторон административных правоотношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государст­ва;

♦ одной из сторон административного правоотношения всегда вы­ступает субъект административной власти, то есть орган государственного управления или должностное лицо;

♦ административные отношения характеризуются неравенством сто­рон. Это отношения власти-подчинения;

♦ административные отношения возникают не по соглашению сторон, а из односторонних действий (распоряжение, проступок и т. д.);

♦ разрешение споров осуществляется во многих случаях во внесудеб­ном (административном) порядке.

Источники административного права - Конституция РФ, законы («О Правительстве РФ», «Об основах государственной службы» и т. д.), указы Президента, постановления Правительства и иные подзаконные акты. Во­просы административной ответственности регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях. Таким образом, единый кодекс по данной отрасли права отсутствует.

Высшний орган исполнительной власти - Правительство Россий­ской Федерации, председатель которого назначается Президентом с со­гласия Государственной Думы. Правительство состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства, государственные комитеты и ведомства (комитеты, служ­бы, агентства, органы контроля и надзора). Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти, которые могут различаться. В основном государственное управление в России базируется на отраслевом принципе (управление экономикой, финансами, транспортом и т. д.).

Административное право регулирует государственную службу. Го­сударственная служба - это выполнение государственными служащими своих профессиональных обязанностей. Должности государственных служащих делятся на категории «А», «Б», «В».

Должности, включаемые в штатные расписания государственных органов с целью технического обеспечения их деятельности, относятся к негосударственным.

Закон «Об основах государственной службы» закрепляет следую­щие принципы государственной службы:

1. Верховенство Конституции и федеральных законов над иными правовыми актами.

2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

3. Единство системы органов государственной власти, два уров­ня: федеральный и субъектов РФ.

4. Разделение государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную.

5. Доступ к государственной службе, запрещение дискриминации при приеме на государственную службу.

6. Обязанность для государственных служащих решений, приня­тых вышестоящими органами,

7. Гласность в осуществлении государственной службы.

8. Профессионализм и компетентность государственных служа­щих.

9. Ответственность служащих.

10. В непартийность государственной службы.

11. Светскость государственной службы.

12. Стабильность государственной службы

13. Социальная защищенность государственных служащих.

По характеру полномочий государственных служащих они делятся на представителей административной власти (имеют право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия), должностных лиц (имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия, ли­бо руководят деятельностью подчиненных им работников) и оперативный состав (специалисты), вспомогательный состав (технические работники).

Основные права служащих:

- требовать от руководителя четкого определения круга обязан­ностей и прав;

- требовать от руководителя четкого определения круга обязан­ностей и прав;

- требовать создания необходимых условий для работы, соблю­дения законодательство о труде и правила охраны труда;

- получать информацию о работе своего органа, ведомства и иную, необходимую для выполнения служебных обязанностей;

- защищать свою позицию по подготовленным ими вопросам;

- на получение очередного классного чина, звания;

- на вознаграждение, социальные гарантии, пенсию.

Важное место в административном праве отводится мерам админи­стративного принуждения. К их числу относятся меры административной ответственности. Административная ответственность ~ это разновидность государственного принуждения, состоящая в применении к лицам, винов­ным в совершении административного проступка, установленных законом мер взыскания.

Особенности административной ответственности:

1. Административная ответственность устанавливается не только Кодексом об административных правонарушениях, но и другими норма­тивными актами.

2. Основанием административной ответственности является адми­нистративное правонарушение - противоправное, виновное действие (без­действие), за которое законодательством предусмотрена административ­ная ответственность.

3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица ( с 16 лет, дееспособные, вменяемые), так и юридические лица. Административной ответственности также подлежит должностное лицо.

4.Административные взыскания применяются не только судами, но и уполномоченными органами и должностными лицами.

5. Административные взыскания применяются органами и должно­стными лицами по отношению к неподчиненным им правонарушителям.

6. Меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административное правонарушение - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена адми­нистративная ответственность.

Противоправным признается поведение, посягающее на права граж­дан, здоровье населения, общественную нравственность, собственность, окружающую природную среду, институты государственной власти, об­щественный порядок и т.д. Не является противоправным причинение вре­да в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, не­посредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный.

Признаком административного правонарушения является также ви­новность субъекта. Вина признается умышленной, если лицо сознавало противоправность своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их наступления или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Вина признается неосторожной, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего дейст­вия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло предвидеть.

Субъектами административной ответственности являются:

1. физические лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые в момент совершения правонарушения. Должностные лица несут ответст­венность в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением сво­их служебных обязанностей.

2. юридические лица.

Виды административных наказаний:

1. предупреждение;

2. штраф (для физических лиц - до 25 МРОТ, должностных лиц - до 50 МРОТ, юридических лиц - до 1000 МРОТ);

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения;

4. конфискация орудия совершения или предмета административно­го правонарушения;

5. лишение специального права (на срок от 1 месяца до двух лет);

6. административный арест (на срок до 15 суток); не может приме­няться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам до 18 лет, инвалидам I и II групп;

7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гра­жданина или лица без гражданства;

8. дисквалификация (лишение физического лица права занимать ру­ководящие должности в исполнительном органе управления юридическо­го лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществ­лять предпринимательскую деятельность, деятельность по управлению юридическим лицом на срок от 6 месяцев до трех лет).

При назначении наказания учитываются характер совершенного лицом правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Аналогично решается вопрос о наказании юридического лица.

 

 

.

Постановления по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы:

♦ в административном порядке (жалоба подается вышестоящему органу);

♦ в судебном порядке.

Вариант избирает гражданин. Жалоба подается в 10-дневный срок со дня вынесения постановления в орган, вынесший постановление. В те­чение 3-х суток она должна быть направлена вместе с делом в орган (должностному лицу), который правомочен рассматривать ее и которому она адресована.