Понятие, предмет, методы, система и источники экологического права.

Экологическое право представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (вод, лесов, недр, животного мира и т. д.). Комплексность экологического права объясняется тем, что общественные экологические отношения наряду с нормами экологического права регулируются также нормами других отраслей российского права: конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового, трудового и др.

Предметом экологического права являются волевые общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Метод правового регулирования экологических отношений проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Императивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и установлении запретов.

Диспозитивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых природопользователями решений и разрешений.

В настоящее время регулирование экологических отношений осуществляется путем сочетания императивного и диспозитивного методов, с преобладанием императивного, что обусловлено тем, что охрана окружающей природной среды — государственная задача, решаемая, прежде всего, путем установления запретов и разрешений, методом власти и подчинения.

Вместе с тем, все большее развитие получают договорные, экономические способы возникновения и регулирования экологических отношений, то есть, применение диспозитивных норм и диспозитивного метода.

Система экологического права. Как право в целом, так и каждая его отрасль должна представлять собой систему, а поэтому раскрыть понятие отрасли права означает раскрыть его систему. Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли — подотраслей, институтов и норм.

2. Источники экологического права

ст. 72 Конституции Российской Федерации относит регулирование экологических правоотношений к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Отсюда следует, что субъекты Российской Федерации могут иметь свое экологическое законодательство.

а) законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти РФ и субъектов Федерации, законодательными органами республик, краев, областей, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

б) подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом Российской Федерации, Правительством России, а се министерствами и ведомствами, как Российской Федерации, так (субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные.

Общие источники характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения и иные, не относящиеся к сфере экологии (Конституция РФ).

Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические или преимущественно экологические общественные отношения (Федеральный закон «Об охране Окружающей среды», Федеральный закон «Об экологической экспертизе и т. д.).

3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования Экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу пользования тех или иных природных объектов, их охраны и обеспечения экологической безопасности.

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и являются формой ее обеспечения.

4. По характеру нормативных правовых актов источники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющимися таковыми.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного материала и он приведен в соответствие с системой регулируемых |общественных отношений. Такие нормативные правовые акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права (Водный кодекс, Лесной кодекс).