ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Россия на протяжении многих веков прошла множество важнейших этапа развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство, централизованное государство, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия, советский строй, современная федеративная республика. Формирование российского государства соединяло в себе 2 процесса:

1. включение в орбиту власти центра, уже сложившихся политико-территориальных единиц — княжеских и боярских уделов;

2. присоединение новых территорий (Сибири), где политико-территориальные единицы приходилось создавать заново.

До 1917 г. Россия была по форме правления монархией, а по форме территориального устройства — унитарным государством. В разные периоды истории Россия была и сословно представительной монархией (до середины17в существовал Земский собор как сословно-представительный орган) и абсолютной монархией (с конца 17в характерно максимальное сосредоточение власти как светской, так и духовной в руках монарха), в начале 20в начался процесс формирования конституционной монархии. В 1906 г. были приняты Основные законы Российской Империи, закрепляющие положение всех звеньев верховной власти. Статья 4 устанавливала; "императору России принадлежит верховная самодержавная власть". Эта власть не признавалась неограниченной, а совмещалась с парламентаризмом. Законотворческую деятельность император осуществлял совместно с Государственной думой и Государственным советом, которому был придан статус второй палаты парламента.

Россия как унитарное государство имела одну единую систему государственной власти, единую систему законодательства, существовали в тот период только территориально-административные единицы, политико-территориальные — отсутствовали. В основных чертах это административно-территориальное деление сложилось в XVIII в. благодаря реформам Петра I, способствующих упорядочению территориальной организации государства. Страна была разделена на восемь губернией, которые делились на уезды. Такое административно-территориальное деление служило основой для осуществления управления и организации системы власти на местах. К концу XVIII в. число губерний увеличилось до 20 как за счет расширения территорий России, так и путем разделения некоторых старых губерний. В системе административно-территориального деления было выделено новое, промежуточное звено, — провинции в количество 50 единиц. Укрепление централизованной власти и усиление административного аппарата на местах во времена Екатерины II потребовало разделение страны на более мелкие территориальные единицы — 40 губерний. Увеличилось и количество уездов. В последствии система административно-территориального деления существенных изменений не претерпела. С присоединением к России новых территорий создавались новые губернии и уезды, которые позднее разделились на более мелкие единицы — волости. В начале XX в. количество губерний достигло 68, а уездов — 687. Кроме того, на окраинных территориях образовалось 14 областей на правах губерний.

Россия, формально провозглашенная федерацией в 1918 г., прошла сложный и противоречивый путь развития. По Конституции РСФСР 1918 г. государственное устройство носило федеративный характер, субъектами были национальные республики, и областные союзы, состоящие из нескольких национальных областей. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК). Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы. Изначально федерация в России была сложной по своему составу и сочетала унитарно-административный принцип объединения административных единиц с автономным принципом объединения национальных субъектов, который, в свою очередь, реализовывался в виде различных по правовому статусу образований. В основе государственной власти лежал принцип "полновластия Советов". Высшим органом власти являлся Всероссийский съезд народных депутатов. Первоначально он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных (городских и губернских) съездов Советов, в последние годы — путем всенародных выборов. Конституция, прямо не именуя съезд законодательным органом государственной власти, все же указывала на его законодательный характер. Для осуществления значительного объема законодательных полномочий в системе федеральных органов государственной власти, помимо съезда, существовал еще один орган на постоянной основе — ВЦИК (Всероссийский Исполнительный комитет), позднее Верховный Совет. Верховный Совет обладал значительным объемом полномочий: чисто законодательные; часть исполнительных, например, утверждение проектов перспективных государственных планов, установление части доходов поступающих в государственный бюджет; контрольные функции. Верховными органами власти в республиках были республиканские съезды Советов.

В годы советской власти административно-территориальное деление Российской империи (губерния — уезд — волость) постепенно была заменена новыми административно-территориальными единицами область (край) — район. По форме государственного режима советское государство соответствует понятию тоталитарный режим, т к в наличие следующие признаки: полный контроль государства над общественной жизнью, огосударствование общественных организаций, отсутствие реальных прав и свобод, примат государства над правом, диктатура одной партии, преследование за религиозные и иные убеждения и т.д.

Современная Россия является по форме правления республикой, по форме территориального устройства — федерацией. Россию — это как записано в Конституции "демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления".

В ней существует две системы власти — федеральная и субъектов федерации; имеются Конституция РФ и конституции республик, уставы субъектов Федерации. Территория РФ состоит из территорий ее субъектов. Схема политико-административного устройства России достаточно сложна. РФ — государство с уникальной структурой, в состав которого входят 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов). Согласно Конституции существуют шесть видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным правам (в основном устранена правовая асимметрия между субъектами). Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства в значительной степени приближена к единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации означает, что все они — государственные образования и имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Сохранение шести видов субъектов является лишь исторической преемственностью. Кроме того девять национальных округов имеют статус субъектов Федерации, но входят в состав других субъектов.

В силу многих исторических причин и в дооктябрьский период и после право в России не имело необходимого условия ценности и самоценности. Гражданам российской империи свойственно было искать высшую справедливость, не в праве, а в монархе, верховном правителе и т.д. , стоящие у власти всегда объявляли правом свою волю, на огромной территории государства господствовали имперские способы властвования. После революции к перечисленным причинам добавились новые:

· обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны,

· отсутствие правовой культуры в революционной среде,

· возвышение исполнительного органа над законодательным, отсутствие разделения властей на независимые ветви,

· признание "политической целесообразности",

· отсутствие примата права над государством.

"Социалистическое право" советского государства провозглашало широкий круг прав и свобод граждан, принципа законности в деятельности государственных органов власти. Вместе с тем не хватало подлинной законности в реальных отношениях. Ряд прав и свобод полностью отсутствовали, на признавался примат права и интересов личности над общественными и государственными интересами. Не было признания того, что государство не может чего-то сделать ни при каких обстоятельствах (признания пределов государственной деятельности). Не признавалась теория разделения властей, не работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдумов не существовало).

В современной России произошло разгосударствление социальной жизни, свертывание командно-административных методов управления обществом. Создается новая система право, признающая примат права над государством, теорию разделения властей, естественные права человека и его свободы. Особая роль в этом процессе принадлежит судебной власти. Принята путем референдума Конституция РФ 1993 г. провозгласившая Россию "демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления". Единственным источником власти является народ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и выборы. Все ветви власти признают верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Конституция провозглашает РФ и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но, очевидно пройдут десятилетия пока идеи правового и социального государства воплотятся в жизнь. Реальная действительность и экономическое положение страны не позволяют этого реализовать в ближайшем будущем.