Экологический мониторинг в России
В Российской Федерации осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой функцией Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), куда входят 22 территориальных управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). Одна из важнейших задач Росгидромета – отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения. Российские станции контроля загрязнения атмосферы образуют сеть Восточноевропейского центра программы ЕМЕП - Совместной программы наблюдений и оценки распространения загрязняющих воздух веществ на большие расстояния и являются составной частью Глобальной системы мониторинга окружающей среды ВМО. В РФ на станциях контроля загрязнения атмосферы, расположенных во всех городах с населением более 100 тыс. человек, регулярно отмечают изменения концентраций пыли, окиси углерода, двуокиси азота, аммиака, сероуглерода, фенола, фтористого водорода.
Составной частью государственного экологического мониторинга является также мониторинг состояния отдельных природных ресурсов и территорий: атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, внутренних морских вод и территориального моря РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 функции по осуществлению экологического мониторинга за состоянием отдельных природных ресурсов переданы соответствующим федеральным агентствам, так, по государственному мониторингу состояния водных биологических ресурсов – Росрыболовству, по государственному мониторингу лесов – Рослесхозу, по государственному мониторингу вод – Росводресурсам. Социально-гигиенический мониторинг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок проведения государственного экологического мониторинга установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды». Государственный экологический мониторинг осуществляется за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
Мониторинг источника антропогенного воздействия, или источника загрязнения (МИЗ) окружающей среды представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектом – источником реального или потенциального загрязнения и фиксирование количественных параметров окружающей среды в зоне первичного контакта среды с источником. МИЗ, по существу, выполняет задачи производственного контроля технологических процессов, «открытых» во внешнюю среду. Организация экологического мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии среды, прежде всего для обеспечения технологической и экологической безопасности самих контролируемых объектов, с приоритетом вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала.
По данным МИЗ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или аварийный) технологического оборудования на объекте, которое является главным источником опасности, как для персонала, так и для проживающего вокруг населения. Для повышения надежности система мониторинга объекта обычно дублируется и подразделяется на две основные подсистемы: подсистему автоматических приборов контроля загрязняющих веществ и подсистему отбора и лабораторного анализа проб объектов среды вблизи источника загрязнения.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель. При проведении государственного мониторинга земель решаются задачи своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; информационного обеспечения деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства; обеспечения граждан информацией о состоянии земель.
Мониторинг загрязнения поверхностных вод ведется с помощью стационарных постов. Периодичность отбора проб зависит от категории пункта и составляет от ежедневного или ежедекадного отбора до одного раза в несколько месяцев в основные фазы водного режима. Число контролируемых ингредиентов составляет от единиц до нескольких десятков. Стационарные посты государственной сети наблюдений дополняются ведомственными. Водоемы, которые служат источниками питьевого водоснабжения, а также рекреационные, контролируются санитарно-эпидемиологической службой. Постепенно внедряются системы автоматизированного контроля, основанные на использовании датчиков и компьютерных сетей. Показатели качества воды определяются с использованием гигиенических нормативов.
Традиционный экологический мониторинг развивается по двум направлениям. В России основным является физико-химический анализ объектов окружающей среды и сельскохозяйственных продуктов на базе нормирования качества окружающей среды, которое связано с системой предельно-допустимых концентраций и классов опасности химических веществ, предельно-допустимых доз и уровней ионизирующих излучений и электромагнитных полей. Второе направление – это биотестирование и биоиндикация, которые позволяют качественно оценить степень влияния антропогенных факторов или их комбинаций на отдельные живые организмы и биоценозы. Например, при определении класса опасности тех отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав используется биотестирование водной вытяжки отходов с применением не менее двух тест-объектов из разных систематических групп (дафнии, инфузории, бактерии, водоросли и д.п.). За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, который проявил более высокую чувствительность к анализируемому отходу.
Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при разработке и прогнозировании социально-экономического развития государства, целевых программ различного уровня и чрезвычайных ситуаций, осуществлении производственного экологического контроля и проведении экологической экспертизы.