Доходность, как основное условие расширенного воспроизводства.

 

Так как основой целью предпринимательской деятельно­сти является систематическое получение прибыли, то процесс производства и реализации должен постоянно возобновлять­ся. Это осуществляется посредством простого воспроизводства.

Вполне естественным представляется стремление любого хозяйствующего субъекта к постоянному увеличению дохо­дов иI прибыли от реализации продукции. Следовательно, общей тенденцией развития производства является его по­стоянное расширение. Для этого необходимо уже не простое воспроизводство (при котором объем производства не увели­чивается, а вся прибавочная стоимость используется на по­требление), но расширенное (при котором часть прибавочно­го продукта — в ущерб потреблению — направляется на увеличение производственных запасов и иных ресурсов, ис­пользуемых при производстве и реализации сельскохозяйст­венной продукции).

Чистый продукт — валовой общественный продукт за минусом затрат овеществленного труда прошлых лет. Пред­ставляет собой стоимость предметов потребления, предназна­ченных для личного потребления н средства производства, используемые для расширения производства. Другое назва­ние — национальный доход.

Необходимый продукт — часть чистого продукта, кото­рая требуется для нормального воспроизводства рабочей си­лы, то есть для поддержания се работоспособности, включая подготовку нового поколения работников, замещающих тех, кто утратил способность к труду. Необходимый продукт по­крывает расходы на питание, одежду, содержание жилища, на удовлетворение сложившихся культурных и социальных потребностей.

Прибавочный продукт - часть чистого продукта, соз­данная сверх необходимого продукта.

Для осуществления расширенного воспроизводства на уровне отрасли или организации необходимо выполнение, как ми­нимум, следующих условий:

- наличие прибавочного продукта — прибыли или ино­го источника финансирования расширенного воспроизводст­ва;

- наличие на рынке необходимого количества ресурсов — земли, основных средств, материально-производственных запасов, трудовых ресурсов — для обеспечения расширения производства сельскохозяйственной продукции в следующем производственном цикле;

- наличие на рынке сельскохозяйственной продукции предпосылок для роста спроса на продукты, объем произ­водства которых предполагается увеличить;

- организация может направить часть прибавочного продукта (или весь прибавочный продукт) на расширение производства без ухудшения социальных показателей.