Доходность, как основное условие расширенного воспроизводства.
Так как основой целью предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, то процесс производства и реализации должен постоянно возобновляться. Это осуществляется посредством простого воспроизводства.
Вполне естественным представляется стремление любого хозяйствующего субъекта к постоянному увеличению доходов иI прибыли от реализации продукции. Следовательно, общей тенденцией развития производства является его постоянное расширение. Для этого необходимо уже не простое воспроизводство (при котором объем производства не увеличивается, а вся прибавочная стоимость используется на потребление), но расширенное (при котором часть прибавочного продукта — в ущерб потреблению — направляется на увеличение производственных запасов и иных ресурсов, используемых при производстве и реализации сельскохозяйственной продукции).
Чистый продукт — валовой общественный продукт за минусом затрат овеществленного труда прошлых лет. Представляет собой стоимость предметов потребления, предназначенных для личного потребления н средства производства, используемые для расширения производства. Другое название — национальный доход.
Необходимый продукт — часть чистого продукта, которая требуется для нормального воспроизводства рабочей силы, то есть для поддержания се работоспособности, включая подготовку нового поколения работников, замещающих тех, кто утратил способность к труду. Необходимый продукт покрывает расходы на питание, одежду, содержание жилища, на удовлетворение сложившихся культурных и социальных потребностей.
Прибавочный продукт - часть чистого продукта, созданная сверх необходимого продукта.
Для осуществления расширенного воспроизводства на уровне отрасли или организации необходимо выполнение, как минимум, следующих условий:
- наличие прибавочного продукта — прибыли или иного источника финансирования расширенного воспроизводства;
- наличие на рынке необходимого количества ресурсов — земли, основных средств, материально-производственных запасов, трудовых ресурсов — для обеспечения расширения производства сельскохозяйственной продукции в следующем производственном цикле;
- наличие на рынке сельскохозяйственной продукции предпосылок для роста спроса на продукты, объем производства которых предполагается увеличить;
- организация может направить часть прибавочного продукта (или весь прибавочный продукт) на расширение производства без ухудшения социальных показателей.