Эластичность спроса

Эластичность – реакция одной величины на изменение другой.

В теории эластичности выделяют три основных вида эластичности: прямая эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу.

Прямая эластичность спроса по цене отражает степень воздействия цены на спрос.

Она измеряется соответствующим коэффициентом: ,

где %∆D – процентное изменение спроса;

%∆р – процентное изменение цены;

Он показывает на сколько процентов изменится спрос, если цена изменится на 1 %. Всегда имеет отрицательный знак, который при анализе не принимается во внимание.

Возможны случаи:

а) =0 - абсолютно неэластичный спрос;

б) →∞ - абсолютно эластичный спрос;

в) =1 - единичная эластичность спроса;

г) <1 – неэластичный спрос;

д) >1 – эластичный спрос.

Прямая ценовая эластичность спроса определяется следующими факторами:

· количество субститутов;

· значимость товара;

· удельный вес в доходах покупателя;

· фактор времени.

Перекрестная эластичность спроса по цене отражает степень воздействия цены одного товара на спрос, предъявляемый на другой товар. Измеряется соответствующим коэффициентом.,

где %∆Dx – процентное изменение спроса на товар X;

%∆рy – процентное изменение цены товара Y.

Возможны случаи:

а) >0 – признак товаров – субститутов;

б) <0 – признак товаров – комплиментов;

в) ≈0 – признак независимых товаров.

Эластичность спроса по доходу отражает степень воздействия дохода на спрос. Измеряется соответствующим коэффициентом ,

где %∆D – процентное изменение спроса;

%∆i – процентное изменение дохода.

Возможны случаи:

а) <0 – признак товаров низшей категории (низкого качества);

б) 0<<1 – признак нормальных товаров (качественные с неэластичным спросом);

в) >1 – признак товаров высшей категории.