Особенности инфляции и антиинфляционного регулирования в России
Экономика России носит переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран протекание инфляционных процессов.Выше были охарактеризованы основные типы (механизмы) открытой инфляции. Однако последняя стала таковой в России лишь в 1992 г. До этого она носила скрытый характер. Причем отдельные исследователи отмечают, что отечественная экономика была безынфляционной лишь в течение девяти послевоенных лет (1947 — 1955 гг.). Так, А.А.Дерябин отмечал, что «в результате скрытого роста розничных цен от 1 рубля 1960 г. к началу 1988 г. осталось только 42 коп. Если же учесть инфляцию 1988 г., то в 1989 г. рубль I960 г. «сжался» ровно в 2,5 раза»1.
В дореформенный период инфляционные процессы не могли развернуться в полную силу. Их сфера была ограничена наличным денежным оборотом. В сфере безналичного оборота инфляция проявилась в более заторможенном виде, так как ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция влияла на безналичный денежный оборот лишь через довольно редкое повышение оптовых цен и эпизодическое проникновение безналичных денег в сферу наличного оборота.
Инфляция издержек была отодвинута на задний план (государство жестко регулировало заработную плату и цены на природные ресурсы), но все же присутствовала в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижения их качества без компенсирующего удешевления и т.п.
Решающую роль в усилении инфляции играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением, т.е. те, которые относятся к «инфляции спроса». И первая роль здесь принадлежала чрезмерной эмиссии бумажных денег, поскольку эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсутствовал такой важный сдерживающий ее фактор, как независимый, самостоятельный Центральный банк,
Ситуация углублялась выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков (прежде всего потребительских товаров и услуг).
Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в отечественной экономике сформировался мощнейший «инфляционный навес», который включал три элемента:
• общее превышение спроса над предложением (потенциал «инфляции спроса»);
• искаженные ценовые пропорции, вызванные деформированной структурой экономики (заниженные цены на сырьевые ресурсы и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции перерабатывающей промышленности и машиностроения);
• высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики (огромный отложенный спрос на товары длительного пользования; многочисленные дефициты предметов первой необходимости и продуктов питания).
«Инфляционный навес» обрушился в начале 1992 г. с началом осуществления политики либерализации экономики и цен. По подсчетам МВФ, темп инфляции в России в 1992 г. составил 1353 %, в 1993 г. — 800, в 1994 г. — 264 %. До начала осени 1995 г. темпы инфляции с поправкой на сезонный фактор не падали, но и не росли кардинально, оставаясь на существенно менее высоком уровне, чем в первые годы реформ. С осени 1995 г. наметилась тенденция к устойчивому снижению темпов роста цен, которые в конце этого года и в первой половине 1996 г. составляли около 1 % в неделю, или 3 % в месяц. Наконец, во второй половине августа 1996 г. инфляция преодолела нулевой рубеж и стабилизировалась на уровне 1—1,5 % в неделю.
Таким образом, за достаточно короткий срок отечественная экономика последовательно испытала на себе воздействие почти всех типов и видов инфляции, известных мировой теории и практике.
Чтобы понять особенности динамики отечественной инфляции в период реформ, необходимо иметь представление о реакции микроэкономической среды на макроэкономические импульсы. Она зачастую идет вразрез с существующими экономическими теориями функционирования рыночного хозяйства. Причина здесь в том, что в микроэкономической среде до сих пор доминируют хозяйствующие субъекты с менталитетом, весьма отдаленно напоминающим стиль поведения хозяйствующих субъектов в условиях развитого рынка. Такой менталитет сформировался в рамках планово-распределительной системы, и его преодоление на уровне экономического механизма в целом займет много времени. Однако этот процесс уже активно идет на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Без каких-либо централизованных мер, непосредственно сдерживающих цены и тем более поддерживающих производство, субъекты экономики сами приспосабливаются к новым условиям хозяйствования — за счет хорошего понимания собственного рынка, снижения рисков по каждому отдельному контракту, уменьшения ценовых притязаний, налаживания контроля за своими финансовыми потоками.
Таким образом, именно на микроуровне, а не в макроэкономической сфере должны сформироваться и постепенно складываются естественные механизмы, ограничивающие инфляционный потенциал экономики.
Государство пока освоило ограниченное число методов борьбы с инфляцией. В ходе реформ единственным активным инструментом макроэкономического регулирования деятельности хозяйствующих субъектов была денежная политика, характер которой колебался от умеренного до жесткого. С ее помощью постепенно была подавлена инфляция спроса и частично погашены инфляционные ожидания.
Однако в отечественной инфляции явно преобладают факторы, мало поддающиеся даже косвенному воздействию денежных ограничений. К таким факторам относятся: быстрорастущие цены на топливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; глубокие структурные диспропорции в экономике, заключающиеся в преобладании тяжелой промышленности и в сложном положении сельского хозяйства;
разрыв хозяйственных связей в рамках бывшего СЭВ, СССР и внутри самой России; полное отсутствие в прошлом развития каких-либо нормальных рыночных отношений хотя бы в отдельных секторах экономики; суровые природно-климатические условия; национально- и социально-политическая нестабильность; внушительный внешний и внутренний долг и т.п. Все это приводит к тому, что первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.
Ортодоксально-монетаристская антиинфляционная политика эффективно действует в современной рыночной экономике с ее развитой и гибкой кредитно-денежной сферой. В условиях России она ведет не столько к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, сколько к острой нехватке платежных средств. В результате предполагаемое повышение цен частично или полностью переводится в кризисное сокращение производства и в другие отрицательные явления, наиболее серьезные из которых — неплатежи (предприятий друг другу и государству), задержки выплаты заработной платы. Иначе говоря, обеспечиваемое таким образом замедление роста цен достигается за счет падения производства, а это в конечном счете делает крайне непрочным и само замедление инфляции.
В сложившейся ситуации государству, на наш взгляд, следует предпринять шаги по разрешению денежного кризиса. Они могут заключаться в снижении ставки рефинансирования и доходности государственных казначейских обязательств.
Среди других шагов в этом направлении можно выделить разработку эффективной и регулируемой государством инвестиционной политики, особое место в которой должно принадлежать привлечению иностранных и репатриации российских капиталов.
Необходимо срочно провести реформу налоговой системы с акцентом на регулирующую функцию налогов. Государство в доходной части бюджета должно ориентироваться на такую налоговую политику, которая опиралась бы не на ставки налогов, а на массу прибыли, не на дополнительные виды налогов, а на рост производства товаров, прибылей и доходов населения. Особое внимание следует обратить на НДС (24,7 % поступлений в бюджет). При падении производства он только усугубляет инфляцию, так как прямым образом
влияет на увеличение цен.
Полезным является совершенствование платежно-расчетного механизма, включая использование кредитных карточек и выплату заработной платы через банкоматы в целях сокращения потребности в наличных деньгах.
Перспективным направлением ограничения инфляции издержек в условиях России является, по нашему мнению, заключение межотраслевых соглашений по ценам, которые позволят обуздать аппетиты естественных монополистов (МПС, РАО «ЕЭС», РАО «Газпром» и др.) и тем самым предотвратить рост издержек по технологическим цепочкам. При этом следует исключить политику ценовой дискриминации по отношению к потребителям, не участвующим в данных соглашениях.
Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции. На динамике денежной массы сказывается также постоянный приток средств, полученных преступным путем и «отмываемых» в банках и других кредитных учреждениях. По некоторым оценкам, объем преступных доходов, «отмываемых» в России, равен годовому бюджету страны. Успеха в борьбе с указанным негативом можно добиться, интенсифицировав работу по разработке эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего это касается финансового, фондового и валютного рынков.
Необходимо принимать меры по нейтрализации внешних факторов инфляции. Они воплощаются в механизме «импортируемой» инфляции, прежде всего из США. Долларизация экономики достигла таких масштабов, что доллар зачастую выполняет функции рубля, в частности функцию меры стоимости. Около 15 % доходов население регулярно тратит на приобретение наличной валюты (в 1995 г. было потрачено 135 трлн руб.). Увеличение вкладов россиян в иностранную валюту ведет к дополнительному росту денежной массы в обращении и ослабляет инвестиционный потенциал отечественной экономики.
Таким образом, добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, а также постоянно адаптируя его к условиям России.