Антиинфляционная политика
В мировой теории и практике накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Однако, перед тем как перейти к их характеристике, необходимо сформулировать цель последней. Полная победа над инфляцией в современных условиях невозможна, поскольку нельзя устранить все вызывающие ее факторы: бюджетный дефицит; диспропорции в хозяйстве; монополизм в экономике; инфляционные ожидания населения и предпринимателей; неуправляемые перемещения краткосрочных спекулятивных капиталов между странами и т.д.
Поэтому цель антиинфляционной политики — сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используются широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.
К настоящему времени сформировались два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный и гетер одоксальный. Ортодоксальный вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов и включает:
• либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках;
• введение свободных цен при ограничении роста заработной платы и поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
• постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.
Гетер одоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе:
• временное замораживание роста цен и заработной платы («политику доходов»);
• меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени;
• развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств;
• регулирование внешней торговли и валютных операций.
Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах, а также в тех, где экономика носит переходный характер, показывает, во-первых, необходимость осуществления смешанных антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана; во-вторых, целесообразность сочетания долговременной (стратегия) и краткосрочной (тактика) политики.
Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи требует существования правительства, которое придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием у населения. Оно должно ставить перед собой конкретные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно уведомлять граждан через средства массовой информации о планируемых уровнях инфляции, темпах роста денежной массы в обращении, динамике денежных агрегатов и т.п., а также обязательно добиваться реализации намеченных мероприятий.
При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать так называемый эффект объявления. Это весьма эффективный элемент антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания. Он технически прост и требует лишь твердости и уверенности в правильности своих действий Центрального банка и правительства.
Правительство должно постоянно предпринимать шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:
• установление конкурентно-рыночного климата в стране, включая всемерную либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности, систематический контроль за состоянием рынков и пресечение фактов монополистического поведения;
• отказ от государственных мер по поддержке и защите малоконкурентных отраслей (в том числе и от международной конкуренции), а также переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса;
• стимулирование диверсификации производства и продаж и т.д.
Именно такая политика проводилась, к примеру, администрацией Р.Рейгана в 80-х годах. Все вышеназванные меры, стимулируя снижение уровеня цен внутреннего рынка США, дополнительно способствовали уменьшению темпов инфляции. Первостепенное значение имели меры по стимулированию производства и сбережений через снижение налогов. Была проведена широкомасштабная налоговая реформа, в результате которой максимальная ставка индивидуального подоходного налога снизилась с 70 до 33 % при резком уменьшении прогрессивности шкалы налогообложения. Это привело к увеличению личных сбережений, что положительно сказалось на инвестиционном климате и покрытии бюджетного дефицита, поскольку население стало более активно (самостоятельно и через институциональных инвесторов) приобретать ценные бумаги — государственные облигации и акции корпораций.
Кроме того, с 46 до 34 % был снижен налог на прибыль корпораций. Подобный шаг в отдаленной перспективе всегда дает увеличение производства и занятости, а следовательно, и массы доходов, подлежащих налогообложению.
Таким образом, из двух путей, по которым можно двигаться к решению еще одной стратегической задачи антиинфляционной политики — смягчению дефицита федерального бюджета, увеличивая доходы или сокращая расходы, — как мы видим, использовался преимущественно второй. Причинами такого выбора является то, что:
высокие налоги и неустойчивость налоговой системы являются мощными инфляционными факторами;
финансирование бюджетного дефицита посредством займов у Центрального банка, а значит, увеличение масштабов денежной эмиссии, ведет к инфляции.
Антиинфляционная политика включала и мероприятия в области денежного обращения. Уже с середины 70-х годов в странах Запада широко применялась политика таргетирования, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров и установление жестких лимитов прироста денежной массы. Она предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает контроль над изменением денежной массы со стороны Центрального банка. Последний должен регулировать ее, воздействуя на денежную базу. Однако следует учитывать, что последствия такого регулирования неоднозначны. Сокращение темпов роста денежной массы может и не привести к снижению цен, особенно в условиях монополистической структуры рынка.
Уменьшения расходов государственного бюджета можно добиться, прибегая к таким «классическим» методам кредитной политики, как изменения учетной ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают ресурсы коммерческих банков и общую ликвидность банковской системы, что способствует «отсасыванию» лишних денег из обращения и его стабилизации.
Мероприятия по регулированию учетной ставки обычно сопровождаются операциями ЦБ на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных ресурсов банковской системы. Причем наряду с продажей государственных ценных бумаг ЦБ может также продавать валюту коммерческим банкам, с одной стороны, с целью сокращения их кредитных возможностей, а с другой — с целью стимулирования этих банков к инвестициям за границей.
Однако повышение уровня процента имеет пределы, так как его следствием является сокращение инвестиционной активности и производства. Кроме того, высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции. Противодействие ей и ослабление влияния внешних факторов в целом — еще одна стратегическая задача антиинфляционной политики. Ограничению воздействия внешнеэкономических факторов на обесценение денег способствуют различные меры по уравновешиванию платежного баланса и стабилизации валютного курса. В частности, повышение курса национальной валюты вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и тем самым подталкивает вниз общий уровень цен в экономике. Однако данной тенденции противодействует другая — дорожает экспорт, что снижает его конкурентоспособность, а следовательно, ухудшает торговый и вслед за ним платежный баланс.
Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные элементы, оказывающие понижающий эффект на цены со стороны предложения. Среди них стоит выделить:
• государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства;
• переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие товарами потребительский рынок;
• демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики.
Таковы основные черты антиинфляционной стратегии. Однако в отдельных случаях ситуация в экономике требует немедленных шагов по снижению темпов инфляции, на что направлена краткосрочная политика (антиинфляционная тактика). Используя ее методы, можно ослабить инфляционное давление на цены и подготовить экономику к более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей в данном случае является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением. Этого можно добиться, либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий спрос без соответствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги.
Внушительный антиинфляционный потенциал может иметь приватизация государственной собственности. Если ее умело организовать, то она способна оказать положительное влияние на состояние государственного бюджета, причем сразу по двум направлениям: с одной стороны, пополнится его доходная часть, а с другой — ослабнет напряжение в расходной части. Кроме того, появление на фондовом рынке акций приватизируемых предприятий приведет к оттоку свободных ресурсов с денежного рынка.
На начальных этапах оставить раскручивание маховика инфляции спроса помогает массированный импорт потребительских товаров, а также реализация предприятиями и государством товарно-материальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.
Целью антиинфляционной тактики является также повышение процентных ставок по вкладам, удлинение их сроков, уменьшение уровня ликвидности сбережений в целом. В крайних случаях вводится временное замораживание вкладов до востребования или проводится денежная реформа той или иной степени жесткости.