Денежно-кредитная политика государства

Под денежно-кредитной политикой государства понимается со­вокупность мер экономического регулирования денежного обраще­ния и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономи­ческого роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономичес­кие процессы. Денежно-кредитная политика—важнейший метод го­сударственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Она проводится Центральным банком, кото­рый регулирует денежную эмиссию, облегчает или затрудняет выда­чу коммерческими банками кредитов. Тем самым Центральный банк воздействует на частную инвестиционную активность, динамику по­требительского спроса, на уровень цен.

К основным инструментам денежно-кредитной политики отно­сятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дис­контная политика), изменение нормы обязательных резервов.

Наиболее активно используются операции на открытом рынке, которые проводит Центральный банк с государственными ценными бумагами. Так, для недопущения наметившегося неоправданного раз­вития экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент. Часть денег изы­мается, таким образом, из обращения, кредитные ресурсы банков су­жаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредит­ных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается.

Указанный механизм работает и в обратном направлении. В ус­ловиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через Центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы ком­мерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в эко­номике, а значит, расширение объема денежной массы. Следствием роста предложения денег оказывается снижение процентной ставки и рост частной инвестиционной активности.

Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, опре­деляющей величину платы за ссуды, которые Центральный банк пре­доставляет коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и в конечном счете увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

Если Центральный банк повышает учетную ставку, то возмож­ности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Став­ка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная актив­ность — снизиться.

Реже используется изменение нормы обязательных резервов. По­вышение данной нормы снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. Сни­жение нормы имеет обратный эффект. В первом случае процентная ставка повысится, а во втором - снизится. Инвестиционная актив­ность, напротив, уменьшится в первом случае и увеличится — во вто­ром, что неизбежно скажется на темпах роста экономики.

Указанные меры денежно-кредитной политики позволяют осу­ществлять эффективное антициклическое регулирование в странах с рыночной экономикой.

Переходный характер российской экономики накладывает со­ответствующий отпечаток на функционирование ее денежно-кредит­ной сферы. Регулирование денежного обращения в РФ проявляется в определении Центральным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВЫП. При этом предполагается сдерживание инфляции. Размеры денежной эмиссии устанавливаются поквартально. Основой общего роста денежной мас­сы служат деньги ЦБ РФ. Учитывается денежный мультипликатор банковской системы.

В целом в настоящее время денежное регулирование в РФ по­строено по образцу западных стран. В то же время активное исполь­зование крупномасштабных операций на открытом рынке как основ­ного инструмента регулирования ликвидности в РФ осложнено тем, что оно потребовало бы дальнейшего массированного наращивания государственного долга. Это нежелательно с точки зрения того, что среднегодовые масштабы операций по его обслуживанию к октябрю 1996 г. превысили 71 % денежной массы, циркулирующей в российс­кой экономике. На обслуживание прочих операций приходилось толь­ко 29,1 % денежной массы, или 2,1 % ВВП 1, что обострило проблему неплатежей, неудовлетворенную потребность в деньгах со стороны многих предприятий. Они вынуждены прибегать к использованию денежных суррогатов (от государственных налоговых освобождений до расчетных векселей), а также к бартеру. Что касается учетных ста­вок (ставок рефинансирования), то роль их пока недостаточно ак­тивна, а резервные требования не выполняют функции ограничителя денежного мультипликатора, поскольку из-за вялости кредитной политики коммерческих банков в России он в несколько раз ниже, чем в развитых индустриальных странах.

Денежная система России еще недостаточно созрела для приме­нения в полной мере гибкого регулирования денежной массы через воздействие на денежный мультипликатор, рынок ценных бумаг, учет­ную ставку, норму обязательных резервов.

В России сложилась ситуация, когда коммерческие банки депо­нируют за границей избыточные резервы, тогда как отечественная экономика испытывает острую нехватку в денежных средствах. Тре­буется включить в арсенал средств денежно-кредитной политики дей­ственные инструменты распределения кредитных ресурсов между сек­торами экономики. Они должны обеспечивать перелив в отечествен­ные инвестиции сбережений, находящихся на руках у населения, и избыточных резервов финансового сектора. Такими инструментами могут стать, в частности, инвестиционные банки. Они призваны осу­ществлять долгосрочное кредитование производственной сферы. Без оживления инвестиционной активности в данной области невозмож­но говорить об устойчивом экономическом росте в перспективе.

Имеет место еще один аспект совершенствования денежной по­литики в РФ. В течение последнего времени доллар США стал внут­ренней параллельной валютой, выполняющей, в частности, функцию средства сбережения. В РФ сбережения осуществляются в большей мере в долларовой форме, что означает по сути кредитование экономики США, а не России, несмотря на значительную долю сбереже­ний в располагаемом доходе. Поэтому дедолларизация российской экономики также могла бы дать заметный результат в деле оживле­ния отечественной инвестиционной активности и в достижении ус­тойчивых темпов роста. В данной связи необходимо в перспективе решение сложной задачи: дедолларизировать экономику, сведя к ми­нимуму подрыв личных сбережений, обеспечить перелив последних в инвестиции, что позволит заложить фундамент экономического ро­ста российской экономики.