Особенности рыночного равновесия в переходной экономике
Экономическая система в условиях перехода к рыночным принципам регулирования одной из основных своих задач рассматривает стабилизацию экономики. Последняя подразумевает, как было рассмотрено выше, прежде всего достижение сбалансированности спроса и предложения на макроуровне посредством либерализации цен. Однако в условиях сохраняющейся высокой степени монополизации освобождение цен вызывает бурный рост инфляции со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Программа стабилизации предусматривает изменение структуры спроса от предложения: производство в дальнейшем широкой и разнообразной номенклатуры товаров и услуг, их прогрессивность. Но протекающие одновременно с этим негативные процессы, в частности снижение совокупного спроса под воздействием высокой инфляции, переключают производство на дешевые продовольственные товары и предметы первой необходимости, вызывая в свою очередь дальнейший рост цен.
Не равновесие на отдельных рынках в этот период вызывается необходимостью структурных изменений в экономике например, сокращением производства средств производства, оборонной промышленности, устаревших производств. Последствия такого процесса выражаются в росте безработицы и в дальнейшем падении платежеспособности. Кроме того, диспропорции между спросом и предложением обусловливают возможность обогащения посреднической и торговой сфер, что еще больше усиливает неравновесие на отдельных рынках.
Наиболее остро экономический кризис в России проявляется в инвестиционной сфере: так, за последние годы объем снижения инвестиций превышает объем сокращения производства. В 1995 г. при спаде промышленного производства на 4—5% капитальные вложения из всех источников финансирования снизились на 17% по сравнению с 1994 г. Негативные сдвиги произошли и в структуре инвестиций — ускоряется падение доли чистых инвестиций. Основные причины данного явления — инфляционное повышение цен на инвестиционные товары, отсутствие благоприятного инвестиционного климата для инвестирования в производство- В связи с этим в последнее время усиливается отток капитала из промышленности в финансовую сферу, которая приносит гораздо больший доход и в значительно более короткие сроки, чем производство. Кроме того, продолжается утечка капитала за рубеж — свыше 100 млрд долл. в настоящее время «осело» на счетах иностранных банков.
В таких условиях невозможно обеспечить расширенное воспроизводство, т.е. реальное накопление капитала в стране. Это весьма опасно, так как не создается основа будущего развития и нормального функционирования экономики. Инвестиционной сфере сегодня требуется активная государственная поддержка, формирование экономических условий для направления денежных средств в производственную сферу, например льготное налогообложение реальных инвестиционных проектов. Необходимо также определение приоритетных отраслей для первоочередного инвестирования.
Как показывает опыт, подобные проблемы в той или иной степени присущи всем национальным хозяйствам, осуществляющим ломку административно-командной системы и вводящим рыночные принципы. Разумеется, условия и степень неравновесности различны для разных стран, что зависит от многих факторов, таких, например, как доля частной собственности, структура хозяйства, уровень культуры и т.п., поэтому специфичны и методы достижения равновесного состояния. Здесь трудно дать универсальные рецепты, одинаково пригодные и для Китая, и для Польши, и для России.
Тем не менее явно прослеживается единая, парадоксальная на первый взгляд тенденция — переход к равновесному состоянию в экономике переходного периода сопровождается усилением неравновесности, особенно на начальном этапе. Причиной этого выступает тот факт, что в переходном периоде уже не действуют прежние, директивные методы и инструменты воздействия на экономику, но еще не заработали новые, рыночные механизмы, не сформированы структуры, необходимые для функционирования по-новому. Экономика оказывается нечувствительной к воздействиям, а следовательно, неуправляемой. Такое неравновесное состояние, если оно продолжается достаточно длительный период и остается без продуманного и своевременного государственного регулирования, весьма опасно, поскольку может привести к нарушению функционирования основных систем жизнеобеспечения и к экономическому коллапсу. В этот сложный период требуется вмешательство государства с целью постепенной стабилизации финансовой сферы с помощью налогов и процентной ставки, ограничения инфляционных процессов, а затем достижения равновесия на остальных рынках.