Функции спроса

На реальном рынке действует множество покупателей с их индивидуальными линиями спроса. Поэтому будем различать кривую индивидуального спроса и кривую совокупного (общего) спроса всех покупателей на рынке. Кривые характеризуются различным положением и наклоном, но форма кривых едина: выгнутость к началу координат.

Кривая спроса учитывает только один из факторов спроса – цену товара. Изменение цены товара ведет к изменению объема спроса. Вместе с тем на поведение потребителя влияет ряд неценовых факторов, приводящих к изменению положения кривой спроса. Наиболее типичными из них являются (рис. 5): уровень доходов, предпочтения потребителей (вкусы, мода, сезонность), цены на смежные товары, ожидания изменения цен, количество покупателей на рынке. Рассмотрим эти факторы.

1. Уровень доходов потребителей. Линия спроса Д1 соответ­ствует снижению дохода относительно Д. Линия Д2 – наоборот. Обратим внимание на следующее: а) падение дохода потребителя можно рассматривать как снижение цены при неизменном спросе; б) индивидуальные изменения доходов могут не привести к изменению совокупного спроса; в) влияние изменения дохода на спрос, приведенное на рис. 5, является типичным, но не единственным.

На рис. 6 приведены закономерности изменения спроса при росте доходов по отдельным группам товаров: 1 – товары первой необходимости; 2 – предметы роскоши; 3 -- инфериорные (низшие) товары для потребителей с низким (I < I0) и высоким (I > I0) уровнем доходов.

Цены на смежные товары. Повышение цены на один из конкурирующих товаров (субститутов) вызывает рост спроса на другой товар и наоборот.

Зависимость спроса на товар (Qi) от цены на смежный товар (Pj) приведена на рис. 7. Линия A характерна для нейтральных товаров. Линия В характеризует взаимосвязь товаров субститутов. Кривая С – комплиментарных (взаимодополняющих) товаров.

3. Ожидание изменения цен в будущем.

Рациональный субъект, ожидая в будущем роста цен на определенный товар, стремится создать его запас (увеличивает потребление).

Набор кривых спроса, учитывающий влияние приведенных факторов, получил название функции спроса. В общем виде функция спроса на товар i в безынфляционной экономике может быть представлена так:

Qi = f (P1, P2, …, Pi, …, Pn, Yt),

где Pi, – цены на товары i = 1, …, n; Yt - доход потребителя во время t.

На практике, кроме падающей в соответствии с законом спроса функции спроса, где Q = f(P), DQ/DP < 0, встречаются аномалии спроса, где Q = f(P), DQ/DP > 0. Подобные аномалии спроса получили название товаров Гиффена. К этим товарам относят:

а) рынок незаменимых товаров потребления (спички, мыло, соль и т.д.). Очевидно, что объемы продаж этих товаров на рынке мало зависят от изменения цен, поэтому правительства большинства стран мира жестко контролируют производство и цены на эти товары;

б) рынок продовольственных товаров в странах с низким жизненным уровнем. Например, спрос на хлеб и картофель растет, несмотря на рост цен, поскольку эти продукты остаются наиболее дешевыми;

в) рынок товаров в условиях инфляции. Отражает поведение покупателя в условиях ожидаемого повышения цен – увеличение покупок. Увеличение покупок стимулирует инфляцию. Инфляционные ожидания деформируют психологию потребителя, создают ажиотажный спрос, разрушают эффективный рыночный механизм;

г) насыщенные товарами рынки. Здесь реальна ситуация, когда снижение цен вызывает не рост спроса, а его падение. Вероятно, снижение цен вызывает глубокие убеждения в низком качестве товара. Только скачкообразное снижение цен на распродажах, стимулирующее потребителя, обеспечивает рост спроса;

д) рынки особенно престижных предметов роскоши.

.
 
 

Для анализа влияния цены на спрос А.Маршаллом был предложен показатель, получивший название эластичности спроса по цене:

Обратим внимание на то, что с ростом цены спрос, как правило, падает. Поэтому используется модуль показателя.

Коэффициент эластичности позволяет оценить реакцию покупателей на изменение цены (см. табл. 3.1)поэтому он широко применяется в практике принятия управленческих решений на рынке.

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов.

1. Количество товаров субститутов. Чем их больше, тем эластичнее спрос по цене на отдельный товар. Соответственно, чем агрегированнее товар, тем меньше эластичность. Например, два товара: продовольствие в целом и макароны в отдельности. Эластичность спроса на макароны по цене будет значительно выше, чем продовольствия в целом. Доля расходов на покупку товара в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на определенный товар в бюджете потребителя, тем выше его эластичность. Если потребитель тратит малую часть своего бюджета на этот товар, то при повышении цены ему не придется существенно снижать потребление других товаров. Пример: сигареты для курящего и некурящего человека.

2. Степень необходимости товара. Эластичность спроса ниже у тех товаров, которые потребитель считает необходимыми и покупка которых не может быть отложена. Для одного человека это табак, для другого - косметика, для третьего – цветы к 8 Марта, шампанское к Новому году и т.д.

3. Период времени для принятия экономического решения о покупке. Чем

больше период времени, тем эластичнее спрос.

.
Аналогично (3.1) изменение спроса на один товар при изменении цены на другой измеряется перекрестной эластичностью (3.2), а влияние дохода – эластичностью спроса по доходу (3.3):

 

 
 

Экономика, как правило, оперирует конечными величинами и конечными приращениями. Поэтому (3.1) – (3.3)преобразуются. Например,

 
 
,
 
 

 


где индексами 1 и 2 обозначены начальные и конечные значения спроса и цены.

 

 

Таблица 3.1

Реакция покупателей на изменение цены

Ep Характер спроса Поведение покупателей
При снижении цен При повышении цен
Ep = ¥ Совершенно эластичный Повышают объем закупок на неограниченную величину Снижают объем закупок до нуля (отказываются от товара)
1<Ep<¥ Эластичный Объем закупок растет быстрее, чем снижается цена Объем закупок снижается быстрее, чем растет цена
Ep = 1 Единичная эластичность Спрос растет так же, как снижается цена Спрос снижается так же, как растет цена
0<Ep<1 Неэластичный Спрос растет медленнее (меньшим темпом), чем снижается цена Спрос падает быстрее, чем растет цена
Ep = 0 Совершенно неэластичный Объем закупок не изменяется

Существует также эластичность предложения по цене, которая анализируется с учетом факторов эластичности предложения (см. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 г. с. 104-105).