Основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики РБ.

 

Налогово-бюджетная политика в прогнозируемом периоде будет направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого налогово-бюджетного законодательства союзного государства РБ и РФ.

В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применения налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках поставки и введению в действие Налогового кодекса РБ, унифицированного с Налоговым кодексом РФ и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц РБ и РФ.

В соответствии с Программой действия РБ и РФ по реализации положений Договора о создании Союзного государства в 2001 г. предусматривается переход к единой налоговой политике, единым правилам взимания налогов на территории Союзного государства.

Достижение поставленных целей намечается посредством:

- введение в РБ общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения;

- совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды;

- существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких социальных налогов, как НДС, налоги на прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;

- выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков;

- установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканских и местных бюджетов.

Предлагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет. К 2005 г. Прогнозируется снизить уровень централизации финансовых ресурсов государством до 45% к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете до 35-37%, во внебюджетных фондах – до 8-10%. При этом общий уровень налоговой нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизится с 46% в 2002 г. До 39-40% в 2005г. Особое внимание в этот период должно быть уделено совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, а также укреплению бюджетов этого уровня, поскольку с учетом намеченных общеэкономических преобразований к этому времени должно существенно возрасти значение, прежде всего, имущественных налогов и сборов. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.

Бюджетная политика в 2001-2005 гг. будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, проведение социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.

Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде определены:

- реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решение ключевых социально-экономических задач;

- проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета;

- совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

- дальнейшая унификация бюджетного законодательства республики с законодательством РФ в рамках создаваемого Союзного государства.

Важнейшим направлением совершенствования бюджетной политики государства станет оптимизация структуры расходов государства с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития. Предусматривается формирование специальной финансовой бюджетной формы поддержки инвестиционных программ и проектов, прежде всего рассчитанных на перспективу путем предоставления инвесторам государственных гарантий либо непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности. При этом избыточные обязательства государства будут сокращаться с одновременной концентрацией финансовых ресурсов на выполнение основных его функций, включая, прежде всего, увеличение расходов на социальную помощь, здравоохранение и рост заработной платы в бюджетной среде.

В 2001-2005 гг. предусматривается постепенное сокращение субсидирования из бюджета таких отраслей, как транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, энергетика и газоснабжение.

Важным источником экономии бюджетных средств станет сокращение расходов на государственное управление. В соответствии с разрабатываемой концепцией модели управления и территориальном уровнях предстоит обеспечить рациональное распределение средств при реформировании системы органов государственного управления и оптимизацию их структуры.

В 2001-2005 гг. продолжится работа по обновлению актов бюджетного законодательства создаваемого Союзного государства, дальнейшему совершенствованию механизма формирования и исполнения бюджета Союзного государства, выработке взаимосогласованной концепции в вопросах формирования и исполнения национальных бюджетов государств-участников.