Тема 3 Мировая цена как база расчета цен внешне­торговых контрактов.

Для определения взаимосвязи категорий «стоимость то­вара», «цена внешнеторговой сделки» и «таможенная сто­имость ввезенного товара» проанализируем некоторые понятия, базирующиеся на фундаментальных законах эко­номики.

Согласно экономической теории стоимость товара — это воплощенный в товаре и овеществленный в нем обществен­ный труд товаропроизводителя. Стоимость создается в про­изводстве, проявляется в обмене, когда изготовленный то­варопроизводителем товар приравнивается к другим товарам. Величина стоимости товара определяется количе­ством труда, необходимого для его производства, и измеря­ется рабочим временем. Так как разные товаропроизводи­тели затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную индивидуальную стоимость. Но поскольку сто­имость воплощает общественный труд, величина обще­ственной (рыночной) стоимости не может определяться ин­дивидуальными затратами труда. Общественная стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем:

— временем, затраченным на изготовление товара при данных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда;

— или временем, затраченным на производство основ­ной массы товаров данного вида.

Регулирование обмена товаров происходит в соответ­ствии с количеством затраченного на их производство об­щественно необходимого труда на основании объективного экономического закона товарного производства — закона стоимости. Закон стоимости — по К.Марксу — экономичес­кий закон товарного производства, регулирующий обмен то­варов в соответствии с количеством затраченного на их про­изводство общественно необходимого труда (общественной стоимостью). В сфере обращения товаров и капиталов в эко­номике с полным или частичным саморегулированием про­цессов производства и реализации товаров и услуг в усло­виях конкуренции (то есть в рыночной экономике), закон стоимости выступает как стихийный регулятор обществен­ного производства.

Экономическая категория «цена товара» служит денеж­ным выражением стоимости товара и предназначена для 'косвенного измерения величины затраченного на производ­ство товаров общественно необходимого рабочего времени. В основе уровней и соотношений цены также лежит закон стоимости. В условиях рыночного равновесия цена на то­вары и услуги определяется их предельной полезностью для потребителя. Регулирующий механизм закона стоимо­сти заключается в колебании цен, в их отклонении от об­щественной стоимости в результате конкурентной борьбы под влиянием спроса и предложения и сводится к следую­щему: превышение рыночной цены над стоимостью стиму­лирует рост предложения, а следовательно, производства товаров; отклонение рыночной цены ниже стоимости вы­зывает сокращение производства; когда уменьшается ра­бочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда оно увеличивается - повышаются при про­чих равных условиях и цены. Рыночная стоимость това­ров является «центром тяготения*», вокруг которого колеблются цены. В то же время на динамику цены оказывают влияние и другие факторы (эластичность спроса, валютные курсы, социальные факторы), которые могут вызывать от­клонения цены от стоимости: «возможность количествен­ного несовпадения цены с величиной стоимости, или воз­можность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены» (Маркс К. и Энгельс-Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 112). Однако в общественном мас­штабе эти отклонения взаимно погашаются, и сумма цен совпадает с суммой стоимостей товаров. Соотношения цен конкретных товаров устанавливаются с учетом различий в их потребительских свойствах, качестве.

В основе рыночной цены на товар лежит цена производ­ства — превращенная форма стоимости в условиях товар­ного производства, где цена товара определяется его стоимо­стью. Разность между ценностью продукции фирмы или отрасли (то есть между общей выручкой, полученной от про­дажи этой продукции) и стоимостью затрат сырья, комп­лектующих изделий и услуг, покупаемых для обеспечения выпуска этой продукции, выражается в добавленной сто­имости, — величине, которую фирма присоединяет к куп­ленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции. Затраты покупателя на приобрете­ние и использование товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации формируют цену потребления. Таким образом, рыночная цена товара складывается из цены производства, в которую входит стоимость затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, добавленной сто­имости и затрат покупателя на приобретение и использо­вание товара.

На мировом рынке происходит хозяйственное взаимо­действие государств в связи с реализацией товаров и услуг, представляющее собой совокупность внешнеторговых опе­раций стран мира в сфере товарного обмена. Такое взаимо­действие базируется изначально на мировых ценах. Миро­вые цены — в международной торговле — цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импорт­ных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции. Мировая цена — в экономической теории — международная цена на товар или услугу, определяемая на основе соотношения мирового спроса и предложения.

Мировые цены являются денежным выражением ин­тернациональной (мировой) цены производства, склады­вающейся на мировом рынке. Интернациональная цена производства определяется условиями производства преоб­ладающей в мировой торговле массы товаров. Внешнетор­говые цены представляют собой виды цен на товары и услуги, обращающиеся в международной торговле. Разно­видности внешнеторговых цен — прейскурантные экспор­тные цены фирм — основных поставщиков данного вида изделий, цены бирж и аукционов сырьевых товаров, цены предложений торгов, сделок (контрактов).

Переходя к понятию, цена сделки, следует уточнить, что за основу при установлении окончательной цены в торго­вой сделке принимается базисная цена, согласованная сто­ронами, сформированная с учетом мировых цен и рыночной конъюнктуры. Окончательной ценой, зависящей от конкретных показателей качества товара, условий поставки, условий оплаты, является контрактная цена — цена сделки по купле-продаже товара, Зафиксированная в кон­тракте. Различаются по характеру стабильности: твердая, подвижная и скользящая цена. Цена реальной сделки куп­ли-продажи, которая может изменяться на величину транс­портных и страховых издержек в зависимости от условий контракта, определяет фактурную цену, или фактурную

стоимость товара.

Представленный анализ основ экономической теории позволяет дать диалектическое обоснование взаимосвязи категорий стоимость и цена товара, цена мирового рынка и базисная цена, стоимость внешнеторговой сделки и сто­имость товара при пересечении им таможенной границы, и аргументирует наше заключение, сводящееся к тому, что цена товара во внешнеторговой сделке в условиях рынка не может быть менее затраченного на нее количества труда (времени) в денежном выражении.

Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» таможен­ной стоимостью товара, ввозимого на таможенную терри­торию Российской Федерации, является стоимость сделки, т. е. цена фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии с Законом [4].

В соответствии со ст. 323 Таможенного кодекса РФ та­моженная стоимость товара определяется декларантом со­гласно методам определения таможенной стоимости, уста­новленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании то­варов.