Тема 3 Мировая цена как база расчета цен внешнеторговых контрактов.
Для определения взаимосвязи категорий «стоимость товара», «цена внешнеторговой сделки» и «таможенная стоимость ввезенного товара» проанализируем некоторые понятия, базирующиеся на фундаментальных законах экономики.
Согласно экономической теории стоимость товара — это воплощенный в товаре и овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителя. Стоимость создается в производстве, проявляется в обмене, когда изготовленный товаропроизводителем товар приравнивается к другим товарам. Величина стоимости товара определяется количеством труда, необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем. Так как разные товаропроизводители затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную индивидуальную стоимость. Но поскольку стоимость воплощает общественный труд, величина общественной (рыночной) стоимости не может определяться индивидуальными затратами труда. Общественная стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем:
— временем, затраченным на изготовление товара при данных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда;
— или временем, затраченным на производство основной массы товаров данного вида.
Регулирование обмена товаров происходит в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда на основании объективного экономического закона товарного производства — закона стоимости. Закон стоимости — по К.Марксу — экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда (общественной стоимостью). В сфере обращения товаров и капиталов в экономике с полным или частичным саморегулированием процессов производства и реализации товаров и услуг в условиях конкуренции (то есть в рыночной экономике), закон стоимости выступает как стихийный регулятор общественного производства.
Экономическая категория «цена товара» служит денежным выражением стоимости товара и предназначена для 'косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени. В основе уровней и соотношений цены также лежит закон стоимости. В условиях рыночного равновесия цена на товары и услуги определяется их предельной полезностью для потребителя. Регулирующий механизм закона стоимости заключается в колебании цен, в их отклонении от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы под влиянием спроса и предложения и сводится к следующему: превышение рыночной цены над стоимостью стимулирует рост предложения, а следовательно, производства товаров; отклонение рыночной цены ниже стоимости вызывает сокращение производства; когда уменьшается рабочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда оно увеличивается - повышаются при прочих равных условиях и цены. Рыночная стоимость товаров является «центром тяготения*», вокруг которого колеблются цены. В то же время на динамику цены оказывают влияние и другие факторы (эластичность спроса, валютные курсы, социальные факторы), которые могут вызывать отклонения цены от стоимости: «возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены» (Маркс К. и Энгельс-Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 112). Однако в общественном масштабе эти отклонения взаимно погашаются, и сумма цен совпадает с суммой стоимостей товаров. Соотношения цен конкретных товаров устанавливаются с учетом различий в их потребительских свойствах, качестве.
В основе рыночной цены на товар лежит цена производства — превращенная форма стоимости в условиях товарного производства, где цена товара определяется его стоимостью. Разность между ценностью продукции фирмы или отрасли (то есть между общей выручкой, полученной от продажи этой продукции) и стоимостью затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, покупаемых для обеспечения выпуска этой продукции, выражается в добавленной стоимости, — величине, которую фирма присоединяет к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции. Затраты покупателя на приобретение и использование товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации формируют цену потребления. Таким образом, рыночная цена товара складывается из цены производства, в которую входит стоимость затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, добавленной стоимости и затрат покупателя на приобретение и использование товара.
На мировом рынке происходит хозяйственное взаимодействие государств в связи с реализацией товаров и услуг, представляющее собой совокупность внешнеторговых операций стран мира в сфере товарного обмена. Такое взаимодействие базируется изначально на мировых ценах. Мировые цены — в международной торговле — цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции. Мировая цена — в экономической теории — международная цена на товар или услугу, определяемая на основе соотношения мирового спроса и предложения.
Мировые цены являются денежным выражением интернациональной (мировой) цены производства, складывающейся на мировом рынке. Интернациональная цена производства определяется условиями производства преобладающей в мировой торговле массы товаров. Внешнеторговые цены представляют собой виды цен на товары и услуги, обращающиеся в международной торговле. Разновидности внешнеторговых цен — прейскурантные экспортные цены фирм — основных поставщиков данного вида изделий, цены бирж и аукционов сырьевых товаров, цены предложений торгов, сделок (контрактов).
Переходя к понятию, цена сделки, следует уточнить, что за основу при установлении окончательной цены в торговой сделке принимается базисная цена, согласованная сторонами, сформированная с учетом мировых цен и рыночной конъюнктуры. Окончательной ценой, зависящей от конкретных показателей качества товара, условий поставки, условий оплаты, является контрактная цена — цена сделки по купле-продаже товара, Зафиксированная в контракте. Различаются по характеру стабильности: твердая, подвижная и скользящая цена. Цена реальной сделки купли-продажи, которая может изменяться на величину транспортных и страховых издержек в зависимости от условий контракта, определяет фактурную цену, или фактурную
стоимость товара.
Представленный анализ основ экономической теории позволяет дать диалектическое обоснование взаимосвязи категорий стоимость и цена товара, цена мирового рынка и базисная цена, стоимость внешнеторговой сделки и стоимость товара при пересечении им таможенной границы, и аргументирует наше заключение, сводящееся к тому, что цена товара во внешнеторговой сделке в условиях рынка не может быть менее затраченного на нее количества труда (времени) в денежном выражении.
Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, т. е. цена фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии с Законом [4].
В соответствии со ст. 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.