Виды финансового контроля

Виды финансового контроля. Различные критерии дают возможность выделить несколько видов финансового контроля. В зависимости от времени проведения он делится на предварительный, текущий и последующий.

Особенность предварительного контроля заключается в том, что он проводится до осуществления действий по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Его значение обусловлено профилактическим, предупредительным характером. В данном случае проверяется документация, служащая основанием для проведения финансовой деятельности – проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Непосредственно в ходе совершения повседневной финансовой деятельности, выражающейся в осуществлении операций по получению и использованию денежных средств, производится текущий финансовый контроль.

Последующий финансовый контроль осуществляется после исполнения доходной и расходной частей бюджета (использования денежных средств, уплаты налогов и т.п.). Здесь выявляется состояние финансовой дисциплины, ее нарушения, определяются меры по устранению недостатков.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный контроль проводится:

- в соответствии с требованиями законов за исполнением бюджета по итогам года (со стороны, например, представительных органов власти);

- в соответствии с решением компетентных государственных органов (например, со стороны налоговых или правоохранительных органов).

Инициативный контроль проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

В зависимости от правового статуса проверяющего субъекта можно выделить следующие виды финансового контроля: государственный (уровень Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), муниципальный (органы местного самоуправления), общественный и аудиторский.

Государственный и муниципальный контроль, в свою очередь, можно подразделить на надведомственный (вневедомственный) и внутриведомственный. Эту классификацию можно продолжить, поставив в зависимость от видов проверяющих органов: представительных органов власти, Президента РФ, исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных организаций и т.д.

Методы финансового контроля. Методы финансового контроля, представляющие собой приемы, способы и средства его осуществления, весьма разнообразны. К ним можно отнести: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Выбор метода зависит от правового положения и особенностей форм деятельности проверяемых и проверяющих органов, цели и оснований возникновения контрольных правоотношений.

Общие методы проведения финансового контроля конкретизируются в инструкциях, указаниях, методических письмах и пособиях налоговых органов, Минфина России и других компетентных организаций. Сроки проведения контроля устанавливаются планами, но могут осуществляться в связи с возникшей необходимостью (например, поступление информации о нарушениях и злоупотреблениях в финансовой деятельности организации).

Ревизия является основным методом финансового контроля. Это наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводятся финансовыми контролирующими органами, а также органами государственного управления в отношении подведомственных организаций.

Виды ревизий (в зависимости об объекта проверки): документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные).

Документальная ревизия включает в себя проверку отчетов, смет, денежных документов: счетов, платежных ведомостей, ордеров, чеков. Во время фактической ревизии проверяются не только документы, но и наличие денег, материальных ценностей. Полная ревизия, как это можно понять из ее названия, представляет собой проверку всей деятельности организации за какой-то период времени. При выборочной ревизии проверяется какое-то одно направление финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).

Срок проведения ревизии – не более 30 дней. Юридическим оформлением ее является акт. Этот документ подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. К акту могут быть приложены возражения и замечания руководителя проверяемой организации или его главного бухгалтера, изложенные в письменном виде и заверенные их подписью.

Акт имеет большое юридическое значение. В соответствии с ним виновные привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности; принимаются меры по устранению выявленных недостатков; вносятся предложения по предупреждению нарушений финансовой дисциплины. Руководитель проверяющей организации обязан проконтролировать выполнение решений, принятых по ее результатам.

В ходе ревизии может быть составлен промежуточный отдельный акт. Это происходит при необходимости принятия срочных мер по устранению выявленных нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности. В этом случает материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных злоупотреблений еще до окончания ревизии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

К сожалению, понятие ревизии и порядок ее проведения не получили должного правого обеспечения – отсутствуют законодательные акты, закрепляющие это. Толчком для устранения этого пробела мог бы послужить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В ст.10 сформулировано понятие аудиторского заключения как официального документа и основные требования, которым оно должно отвечать.