Философская система Шопенгауэра

Шопенгауэр (1788-1860) – крупнейший представитель пессимизма (волюнтаризма). Написал 2 тома (основной и дополнительный, примечания к 1ому тому) сочинения «Мир как воля и представление». Сочинение состоит из 4 философских разделов: теория бытия, теория познания, философия искусства и этика. Сам Шопенгауэр утверждал, что в этих разделах излагается одна и та же мысль, преподнесенная в 4 различный аспектах.

Кант – любимый философ Шопенгауэра (теория бытия и познания). Платон – влияние на этику. Влияние ведов-индусов. Гегель, Фихте и Шеллинг – пустозвонство, шарлатанство.

Теория познания:

Мир, каким мы его видим, это лишь наше представление. Мы познаем мир априорными (неопытными) формами. В отличие от Канта, априорных форм у Шопенгауэна меньше (у Канта это пространство и время). Мы можем изучать только внешнюю сторону мира – мир как наше представление. Внутреннюю сторону мира – его истинную сущность – должна изучать метафизика.

В отличие от Канта, Шопенгауэр считал, что человек может раскрыть сущность мира. Человек является составной частью этого мира, он не отделен от него. Получается, что сущность мира – это мировая воля.

Постулаты:

1) человек (то же, что человеческое тело) = воля

Док-во: всякое действие воли (аффект) непосредственно потрясает разум. И наоборот: потрясение разума влияет на действие воли.

2) всё живое = воля

Док-во: со времен Канта известно, что главным условием множественности является пространство (S) и время (t). Но это априорные знания, которые, возможно, присутствуют только в уме человека. Если на самом деле S и t не существуют, то мир един (условие множественности не соблюдается). Значит, достаточно познать одну вещь, чтобы знать все.мы знаем все о своем теле, и это знание станет ключом к познанию всей природы.

Все видимые нами вещи – проявление, или объективация, мировой воли.

4 ступени объективации:

1) низшая (неживая природа)

2) растения

3) животные

4) человек

Мировая воля носит субстанциональный характер. Это всеединое зерно, которому подчиняется все. Мировая воля – это вечное становление, вечный поток (рождение человека, рост растений и т.д.). Но это становление беспрогрессивно, оно не приносит ничего нового, оно бесцельно и бессмысленно. Шопенгауэр отвергал теорию прогресса.

Шопенгауэр был идеалистом, признавал первичность духа. Но его идеализм был особенный. Мировую волю он считал неразумной, лишенной сознания. Почему?

1. Неразумная воля отражается в инстинктах животных

2. У людей многие функции тела действуют бессознательно (дыхательная, кровеносная система…).

Значит, человеческий разум служебен по отношению к воле, подчиняется ей. Разум – это средство выживания человека, средство сохранения индивидуума и продолжения рода.

Искусство

Шопенгауэр высоко ценил искусство, ставил его на 5-ую ступень объективации воли. Искусство, считал он, может создать только гений, поэтому искусство носит элитарный характер. Единственный предмет искусства – познание идей, платоновских идей – идей как сущности вещей. Понять искусство могут только гении и люди, способные на время обрести гениальное мышления (могут оценить искусство, но не могут создать).

Элементы искусства:

1) познание объекта как идеи

2) самосознание познающего не как индивидуума, а как чистого безвольного субъекта. Нужно раствориться в искусстве, в идее.

Обычные люди не могут познать искусства, но даже самые пошлые говорят о его значимости (чтобы не выдать свою пошлость). Высшей формой искусства является – музыка. Воздействие музыки глубже и мощнее других искусств (чтобы убедиться в этом, вспомните свою любимую песню, которую вы цените именно за музыку, а не словаJ. Лично у меня со слухом проблемы, но такая песня есть. Правда слова там тоже очень-очень). Музыка – непосредственный отпечаток мировой воли, высшая ступень. Но воля – помните? – неразумна и бессознательна, и поэтому гений творит тоже инстинктивно. Музыка, кстати, существовала бы даже тогда, если бы человека не было, в отличие от литературы, живописи и пр. Это еще раз доказывает бессознательность воли.

Этика

Этика касается поступков – то есть каждого человека. Этика должна быть чисто теоретической наукой. Мораль и философия не может изменить людей к лучшему, она может только объяснять их поступки.

Основа морали: чувство сострадания.

Всякая жизнь есть страдание, истинное счастье невозможно.

Док-во:

1. АПРИОРНОЕ

Мировая воля – вечное становление.неразумное и бесцельное. Это неудержимый поток. Всякое стремление (например, к богатству) возникает от недостатка, нужды. Значит, всякое стремление есть страдание. И жизнь есть страдание.

2. АПОСТЕРИОРНОЕ

Страдания неизбежны. Откуда Данте в «Божественной комедии» взял страдания в кругах ада? Из нашей жизни. Всякое литературное произведение изображает борьбу героя за счастье, именно борьбу (а борьба – страдание), а не само счастье. Ведь истинного счастья нет. Жизнь человека бессодержательна, тупа и бессмысленна. Новая жизнь не принесет ничего нового.

Что же делать? Можно свести страдания к минимуму. Для этого следует отказаться от воли к жизни. Самоубиться? Нет. Самоубийца хочет жить, он выступает против условий, в которые его поставила жизнь. Презирать жизнь, отрицать волю –значит вести аскетичный образ жизни, на подобие святых (разных конфессий):

1) преднамеренная нищета

2) добровольный пост

3) радостное принятие любого страдания

4) безбрачие

Сам Шопенгауэр не был аскетом, но ведь этика – лишь теоретическая наука?J

Шопенгауэр был атеистом: демонов, богов и святых люди придумали по своему подобию. Однако учение Шопенгауэра связано с христианством. Если грехопадение – утверждение воли к жизни, то искупление греха – отрицание этой воли. Так, образ Христа следует понимать символически – как отрицание воли к жизни.

Итог: Мир – есть представление наше (внешняя сторона) и воля (сущность) и больше ничего.