ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференци­рованное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Общество нуждается в синхронном общени как средст­ве согласования деятельности индивидов и как средстве пе­редачи информации. Язык - неотъемлемая часть культуры, это знаковая система, служащая средством человеческого общения· и управлением его поведением. .

Биологической предпосылкой возникновения языка явились звуковые формы сигнализации предшественников человека. В процессе своей эволюции, первобытные люди от элементарных звуков переходили к более сложным зву­ковым образованиям. Первыми формами языка явился крик. Человек трудился над совершенствованием этого прими­тивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. При этом крик распадался на составные части, - так появился звуковой ряд. Звуки обособлялись от крика, сра­стаясь в звуковые образования, превращаясь в основы слов.

Особенность языка состоит в том, что он не передается следующему поколению с помощью биологического кода. Язык в системе знаков - средство трансляции необходимой обществу информации.

В языке задаются и отражаются требования коллектив­ного общения, в этом смысле он является общественным явлением. Язык является продуктом общества. Он не может быть придуман, он возникает и развивается параллельно с социальностью в пределах человеческого коллектива. Язык также древен, как и сознание, «Язык есть непосредственная действительность мысли» (К. Маркс.)

Аксиомой является фраза «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Язык выступает в качестве связующего звена между действием и сознанием.

Различные условия жизни человека, (природные и соци­ально-экономические) отражаются в языке и формируют такую его особенность, как избирательность. Это специфи­ка в названиях предметов или отсутствие названий.

Например, у народов живущих в глуши континентов, без выхода к морю нет лексики связаннои с мореходством. История всякого языка отражает социальную историю его народа. Корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис - как думает. Язык наиболее точно ха­рактеризует народ, т.к. является объективным духом.

Взаим6связь языка и мышленияя является предметом ис­следования в различных философских школах. В.Гумбольд явился основателем теории, в основе которои лежит мнение, согласно которому язык является определяющим по отно­шению к мышлению. Эта теория не выдерживает критики т.к. отрицает общечеловеческий характер мышления (eдиный для всего человечества понятийно-логическии строй). История говорит об общности понятииного аппарата мыш ления у всех народов, несмотря на различия в языках.

В языке К.Бюлер выделил три функции: выражения (обнаружения), воздействия (с помощью сообщения, призыва и др.), отнесенности к вещи (называние, ориентирование изображение). Говоря, человек что-то выражает, воздействуя при этом на слушающего, и вторгается в cфepy его - таким образом осуществляется «деиствие». В процессе общения передаются ин ормация, нормы, идеалы, выражается оценка, обращение.

Неопозитивизм признает язык единственнои: даннои человеку реальностью и основным предметом философии. Все проблемы возникают в результате непонимания или непра­вильного употребления языка. Рещение этих проблем лежит в правильном описании языковых структур.

Язык и мышление, образуя диалектически противоречивое единство обусловливают друг друга. Мысли человека существуют только в форме слов и суждении - таково мне­ниe вербалистов. Однако словесное мышление - лишь один из его видов, этот ряд продолжает визуальное и ассоциа­тивное мышление. Современные исследования проблемы, соотношения мышления и языка закрепляют определяющую роль за мышлением.