ЗНАНИЕ, ВЕРА И УБЕЖДЕНИЕ

Знание воепроизводит объективные закономерные связи реалрного мира, исключает ложную информацию, опирает­ся на практику и факты. Оно делает истину доступнои посредством доказательства. Знание - это результат познава­тельной деятельности, совокупность познания и навыков, необходимое условие той или иной деятельности.

Вера - это сознательное признание человеком истины на основании преобладания субъективнои значимости. Вера не сводится к понятию религия, это компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт, элемент познавательной деятельности.

Понятие вера может полностью совпадать с понятием религия и выступать как религиозная вера, противополож­ная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение, она основывается на авторитете догматов и традиций.

Соотношение знания и веры не может быть решено в пользу одного или другого. Вера не может решить пробле­мы точных Наук. Хотя ее досознательная связь с миром ле­жала в основе первооткрывателя во многих областях зна­ния, вера предшествовала появлению знания. Она была в основе логики, воображения, чувственно-образного воспри­ятия мира. Вера, покинувшая сферу религии, являл ась мо­гучим стимулом научного творчества, она обозначала уве­ренность в истинности научных выводов и правильности гипотез. Предметом веры могут быть те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой. Когда недостает знания для при­нятия выбора той или иной гипотезы, исследователь руко­водствуется верой в правильность избранного пути.

Проблема роли веры и убеждения в познании может рассматриваться с позиций места в познавательном процес­се субъективно-личностных факторов. В гносеологии при­знается важная роль субъективного фактора в достижении нового знания. Для развития научного познания, принятия правильных практических решений исследоватлю необхо­дима уверенность в достоверности своих знании.

Перед ним становится вопрос принятия принципиально новых решений и выбора методологических и мировоззренческих предпосылок, и в этом случае возрастает роль субъ­ективного фактора. На различных этапах своего творчества исследователь может использовать веру и убеждение для стимуляции процесса познания.

А.Эйнштейн отмечал, что без веры в познаваемость ми­ра естествознание не имеет смысла. Вера есть бездоказа­тельное признание истинным того или иного явления. На основе веры при отсутствии доказательной базы мы прини­маем существование внешнего мира, трехмерность про­странства, необратимость времени, развитие науки.

Убеждение и вера представляют собой субъективно­ личностное отношение человека к объективно неоднород­ному знанию. Человек отдает предпочтение и верит тем знаниям, которые находят подтверждение в его практиче­скои жизни.

Вера и убеждение предполагает волевое или эмоцио­нальное отношение к познаваемому объекту: преодоление сомнения, волевой выбор, готовность к отстаиванию своих убеждении.

Вера и убеждение различаются по предмету применения и по основаниям принятого решения. Убеждение - это вы­ражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект действи­тельности. Убеждение переводит этот объект в практическую сферу. Оно служит необходимым средством реализа­ции знании, создает целеустремленность необходимую для реализации идеи.

Boпрoc о соотношении веры и знания был отражен в русскои философии и творчестве славянофилов А.Хомякова и И.Киреевского. Они сделали попытку выработать систему православного миропонимания. На Западе вера ослаблена из-за утраты человеком «коренных понятий веры» и приня­тия установок материализма.