ЗНАНИЕ, ВЕРА И УБЕЖДЕНИЕ
Знание воепроизводит объективные закономерные связи реалрного мира, исключает ложную информацию, опирается на практику и факты. Оно делает истину доступнои посредством доказательства. Знание - это результат познавательной деятельности, совокупность познания и навыков, необходимое условие той или иной деятельности.
Вера - это сознательное признание человеком истины на основании преобладания субъективнои значимости. Вера не сводится к понятию религия, это компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт, элемент познавательной деятельности.
Понятие вера может полностью совпадать с понятием религия и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение, она основывается на авторитете догматов и традиций.
Соотношение знания и веры не может быть решено в пользу одного или другого. Вера не может решить проблемы точных Наук. Хотя ее досознательная связь с миром лежала в основе первооткрывателя во многих областях знания, вера предшествовала появлению знания. Она была в основе логики, воображения, чувственно-образного восприятия мира. Вера, покинувшая сферу религии, являл ась могучим стимулом научного творчества, она обозначала уверенность в истинности научных выводов и правильности гипотез. Предметом веры могут быть те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой. Когда недостает знания для принятия выбора той или иной гипотезы, исследователь руководствуется верой в правильность избранного пути.
Проблема роли веры и убеждения в познании может рассматриваться с позиций места в познавательном процессе субъективно-личностных факторов. В гносеологии признается важная роль субъективного фактора в достижении нового знания. Для развития научного познания, принятия правильных практических решений исследоватлю необходима уверенность в достоверности своих знании.
Перед ним становится вопрос принятия принципиально новых решений и выбора методологических и мировоззренческих предпосылок, и в этом случае возрастает роль субъективного фактора. На различных этапах своего творчества исследователь может использовать веру и убеждение для стимуляции процесса познания.
А.Эйнштейн отмечал, что без веры в познаваемость мира естествознание не имеет смысла. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления. На основе веры при отсутствии доказательной базы мы принимаем существование внешнего мира, трехмерность пространства, необратимость времени, развитие науки.
Убеждение и вера представляют собой субъективно личностное отношение человека к объективно неоднородному знанию. Человек отдает предпочтение и верит тем знаниям, которые находят подтверждение в его практическои жизни.
Вера и убеждение предполагает волевое или эмоциональное отношение к познаваемому объекту: преодоление сомнения, волевой выбор, готовность к отстаиванию своих убеждении.
Вера и убеждение различаются по предмету применения и по основаниям принятого решения. Убеждение - это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект действительности. Убеждение переводит этот объект в практическую сферу. Оно служит необходимым средством реализации знании, создает целеустремленность необходимую для реализации идеи.
Boпрoc о соотношении веры и знания был отражен в русскои философии и творчестве славянофилов А.Хомякова и И.Киреевского. Они сделали попытку выработать систему православного миропонимания. На Западе вера ослаблена из-за утраты человеком «коренных понятий веры» и принятия установок материализма.