РЕЛИГИОЗНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА

У человечества всегда существовала потребность в ос­мыслении своего места в этом мире, понятия смысла жизни, создании целостной картины внешнего мира, делающей его понятным и объяснимым. Картины мира выстраивались на основе философских, естественнонаучных и религиозных знаний и представлений об окружающем мире. В них вырабатывалось целостное понимание людьми мира и самих себя.

Религиозная картина мира связывала его происхождение с идеей божественного творения. Целостной религиоз­ной картины мира не существует, т. к. каждая из действую­щих религий сформировала свою картину мира, основан­ную на символах веры, религиозной догматике и культах. Их основанием является не совокупность знаний, а заблуж­дения и религиозная вера: религиозная картина мира пред­ставлена большим разнообразием представлений о сущно­сти религий. Зачастую она разнится или зависит от личных установок того или иного мыслителя, а также от той карти­ны мира, на которую он опирался в своих философско­теологических исследованиях. В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. В томисткой философии между Бо­гом природой и человеком установлена непреодолимая дис­танция, она допускает сближение Бога и человека, но исключает их полное слияние. Не изменила этого положения и философия Нового времени, установившая механическую картину мира. Бог по-прежнему стоял над миром в роли «творца» и «перводвигателя». Серьезные изменения в фи­лософско-религиозном мышления произошли с утвержде­нием в европейской культуре диалектической картины ми­роздания, идеи единства мира и его саморазвитие влияние этой картины обнаруживается во всех конфессиональных направлениях философско-богословской мысли.

В русской православной философии они нашли отраже­ние в работах Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, в протес­тантской теологии - в концепциях А.Уайтхеда, в католицизме - П. Тейяра.

Философская картина мира - это обобщенная, выра­женная философскими понятиями и суждениями, теорети­ческая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответст­вующая определенному этапу исторического развития. Исходным понятием, на основе которого строится такая кар­тина, является категория бытия. Быть - означает существо­вать и признание этого факта - факта существования вещей, окружающего мира, природы, общества, человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Второй аспект проблемы бытия - признание человеческого факта существования бытия как реальности. Третий аспект связан с признанием единства мироздания. Все многообра­зие вещных и духовных явлений, природы и культуры объ­единяютто, что они есть, существуют, несмотря на разли­чие форм своего существования. Благодаря этому факту яв­ления образуют единство мироздания. На основе категорий бытия в философии дается общая характеристцка мирозда­ния - все существующее это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этой оценкой согласны представители раз­личных философских школ, но мнения их расходятся при определении того, что служит объединяющим началом.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и суб­станции. Субстрат - это то, из чего все сделано, это понятие тождественно материи. Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего единства и многообразия кон­кретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых они существуют. Через понятие субстрат филосо­фы объясняют из чего состоит бытие. Понятие субстанции фиксирует всеобщее основание бытия.

Философы при создании картины мира, исходили из од­ного начала (вода, огонь, материя, идея и др.).

Учение, в Основе которого одно начало, называется мо­низм. Дуализм - учение, рисующее картину мироздания, опираясь на какие-либо разно ценные начала. В истории философии преобладал монистический подход. Дуалистиче­скую философию развивали Р.Декарт и И.Кант.