РЕЛИГИОЗНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
У человечества всегда существовала потребность в осмыслении своего места в этом мире, понятия смысла жизни, создании целостной картины внешнего мира, делающей его понятным и объяснимым. Картины мира выстраивались на основе философских, естественнонаучных и религиозных знаний и представлений об окружающем мире. В них вырабатывалось целостное понимание людьми мира и самих себя.
Религиозная картина мира связывала его происхождение с идеей божественного творения. Целостной религиозной картины мира не существует, т. к. каждая из действующих религий сформировала свою картину мира, основанную на символах веры, религиозной догматике и культах. Их основанием является не совокупность знаний, а заблуждения и религиозная вера: религиозная картина мира представлена большим разнообразием представлений о сущности религий. Зачастую она разнится или зависит от личных установок того или иного мыслителя, а также от той картины мира, на которую он опирался в своих философскотеологических исследованиях. В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. В томисткой философии между Богом природой и человеком установлена непреодолимая дистанция, она допускает сближение Бога и человека, но исключает их полное слияние. Не изменила этого положения и философия Нового времени, установившая механическую картину мира. Бог по-прежнему стоял над миром в роли «творца» и «перводвигателя». Серьезные изменения в философско-религиозном мышления произошли с утверждением в европейской культуре диалектической картины мироздания, идеи единства мира и его саморазвитие влияние этой картины обнаруживается во всех конфессиональных направлениях философско-богословской мысли.
В русской православной философии они нашли отражение в работах Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, в протестантской теологии - в концепциях А.Уайтхеда, в католицизме - П. Тейяра.
Философская картина мира - это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития. Исходным понятием, на основе которого строится такая картина, является категория бытия. Быть - означает существовать и признание этого факта - факта существования вещей, окружающего мира, природы, общества, человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Второй аспект проблемы бытия - признание человеческого факта существования бытия как реальности. Третий аспект связан с признанием единства мироздания. Все многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяютто, что они есть, существуют, несмотря на различие форм своего существования. Благодаря этому факту явления образуют единство мироздания. На основе категорий бытия в философии дается общая характеристцка мироздания - все существующее это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этой оценкой согласны представители различных философских школ, но мнения их расходятся при определении того, что служит объединяющим началом.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат - это то, из чего все сделано, это понятие тождественно материи. Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего единства и многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых они существуют. Через понятие субстрат философы объясняют из чего состоит бытие. Понятие субстанции фиксирует всеобщее основание бытия.
Философы при создании картины мира, исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея и др.).
Учение, в Основе которого одно начало, называется монизм. Дуализм - учение, рисующее картину мироздания, опираясь на какие-либо разно ценные начала. В истории философии преобладал монистический подход. Дуалистическую философию развивали Р.Декарт и И.Кант.